Энди Таккер
Избранные стихи
из еще не сделанной книжки «Послевкусие»
Андрея Патаракина (Энди Таккера)
Предисловие
Удивительное все-таки наше поколение шестидесятников! Не пугайтесь, дорогие читатели! Это не то, о чем вы подумали. Хотя и те, первые шестидесятники, еще в состоянии дать стране угля. Я говорю о новых шестидесятниках, о тех, кто в 60-х окончил школу, а теперь находится на том или ином расстоянии от круглой цифры «60», о тех шестидесятниках, на которых и ориентирован наш журнал, хотя он ориентирован и на другие возрастные группы тоже.
Ах, до чего мне нравится это поколение — умное, ироничное, активное. Это поколение еще помнит бумажные книги, еще поет те песни, которые пело когда-то у костров, взрывающихся искрами на просторах нашей необъятной Родины.
Это поколение не забыло правил русской грамматики, но вполне способно пообщаться и на «олбанском», усвоив сленг информационной эры. Новые шестидесятники легко находят общий язык с друзьями своих детей и с той или иной степнью успеха встроились в новые реалии.
Вот и друг нашего журнала, музыкант в юности, поэт на протяжение всей жизни Энди Таккер, он же Андрей Патаракин, — из этого удивительного поколения. Весной мы поздравляли его с юбилеем, сделав страничку, которая напомнила ему о юности, о первых рок-ансамблях, и в том числе, о его собственном коллективе — «Скоморохах». То есть, ему-то не нужно об этом напоминать, а читатели нашей первой публикации узнали из нее для себя много нового. Там же можно было прочитать стихи Энди, в которых тоже «звучала» музыка.
А вот сейчас Энди Таккер разрешил воспользоваться его новыми стихами, которых еще нет в бумажном варианте:
«Не от меня зависит, когда художницы доделают четвертую книгу — «Время, джаз-дзен, блюз или мантры натощак и не только. Лучшее (1970–2009) Энди Таккера», объявленную на ОЗОНе (www.ozon.ru), где первые три давно живут. А уж когда дело до «Послевкусия» дойдет, кто знает?»
Если первую публикацию («Энди Таккер и другие») я «услышала» в звуке, то вторую увидела в цвете — чем-то мудрым, восточным повеяло в атмосфере…
Ну а теперь мы просто продублируем «объективку» из первой публикации.
Андрей Николаевич Патаракин (Энди Таккер) родился 18 апреля 1949 года в Московской области. Всю жизнь живет на станции Чкаловская (г. Щелково-3).
Имеет 3 высших образования — Московский лесотехнический институт, Высшие курсы иностранных языков Минвнешторга (шведский), Академия внешней торговли. Во второй половине 60-х был ударником группы «Скоморохи» (не путайте со «Скоморохами» А. Градского).
Кроме основной деятельности в отпусках работал рабочим на лесосплаве на Пинеге, Ангаре и Енисее, в Сочинском дендрарии, в Дудинке и матросом на Енисее. Женат. Взрослая дочь. Два внука.
Любимые поэты — Басе, Кольридж, Хамис, Кирсанов, Хайям, Блейк, Такубоку, Сулейменов, Элиот.
Любимые композиторы и исполнители — Бах, Малер, Чеккер, «Джетро Талл», «Пинк Флойд», Хендрикс, Заппа, Немен, Бердон, Уэйтс, «Орегон», «Морфин», «Лос Лобос», «Aphrodite Child», «Степпенвулф», Окуджава, «The Sir Douglas Quintet», «Этомик Рустер», Северный.
Любимые художники — Хокусай, Грюневальд, Кранах, Босх, Айвазовский, Эрнст, Мунк, Пиросмани, Сарьян, Кент.
Любимые прозаики — Лермонтов, Пруст, Павич, Памук, Стругацкие, Кастанеда, Гессе, Айтматов, Думбадзе, Акутагава.
Сборники стихов: «В поисках обретенного времени», «Джаз-дзен для мертвых и живых», «Блюз как диагноз».
Часть первая
Диссонансная такая композиция
*** Осточертевшее прошлое — Гадкое, гнусное, пошлое, Окаменевшее, Не онемевшее… *** В этой жизни любил я раз семь или восемь, Был раз семь или восемь любим И возможностям рад был любым Знать о том, что меня не бросят. Но бросали, и я бросал. Умирало взаимное чувство. Из ошмётков стихи я писал. Иногда это было искусство… *** Июнь вовсю В метро какой-то хмырь Пытается в любви признаться по мобильнику Я пялюсь на блондинку С запоминающимся бюстом Единорог прихрамывая бродит по Тверской Обычный московский вторник
*** Как дед сед, стал сутулиться. Не пристают на улице. Лишь в интернете чалятся. Ну, как не опечалиться?.. *** Бывает жизнь По-сучьи привлекательной, Когда себя считаешь кобелём… *** Природа всегда права. Этим не озадачен Лужайки кошу на даче. «Всякая плоть — трава»… *** Рядом с помойкой Плюшевый мишка Без головы… *** Мне повезло Оставаться самим собой В этих блядских «здесь и сейчас»…
*** Жизнь — не сплошной отпадный rock_n_roll Она бывает и на реквием похожей, Когда звучание её — мороз по коже И выбираешь большее из двух возможных зол…
Часть вторая
О творчестве с элементами автопортрета
*** Не глух и не безумен и не слеп И не косноязычен и не хром, Чрезмерным не отягощён добром, Хватает на насущный хлеб… *** Мои немногостишия… В них, как во сне. по крыше я Брожу годами и чего-то жду И почему-то вниз никак не упаду… *** Чем забита моя голова? Кто-то мне диктует слова. Записать успеваю не всё. Я — не Пушкин и не Басё… *** Сакральное обнаружишь в обыденном, Пока ещё время длится, И хочется поделиться Услышанным и увиденным…
*** Яблоки с яблонь падают. Ненавязчив стук их о землю. Я их джазовый ритм приемлю. Импровизации радуют… *** Кофе глоток. Сигаретой затяжка. Что-то праздничное в этом Нахожу я, седой старикашка, Возомнивший себя поэтом… *** Временем изувеченный, Я кажусь себе речкой заиленной, Фотоплёнкой засвеченной, Граммпластинкой запиленной… *** Хотя хватало и насмешек и ухмылок, Я прошлое довольно высоко ценю, И как музейный экспонат храню Своей Судьбы обмылок…
Часть третья
По-восточному мудрая
*** Пролетела летучая мышь. Жалко, имени её Не знаю…
*** Бессонница По вкусу похожа На плохой портвейн…
*** «Брысь!» Отгоняю Демонов обыденности…
*** Бог как горизонт. Я — шаг к Нему, А Он — шаг от меня…
*** Поздней осени Озябшая Печаль…
*** Осенью деревья с опавшей листвой Заставляют додумывать Её красоту…
*** Бывает, И тишина Режет ухо…
*** Скулы сводит. В скворечнике Новый жилец…
*** От жизни одно Обезболивающее — Смерть…
*** С годами очевидней Утрат и обретений Равноценность…
*** Хлопая только одной ладонью, Не забывай слышать Беззвучие…
*** Знаешь одно, Хочешь другое, Можешь третье…
*** Иногда Мысли мои Похожи на тромбы…
Послесловие редактора
Две подборки краткостиший, которыми Энди Таккер разрешил воспользоваться в интересах нашего журнала, я разбила на три части — так, как мне подсказывала собстенная фантазия, так, как я их увидела, почувствовала настроение и объединила стихи именно по принципу настроения, в них выраженного.
Интересно, что в первую, «диссонансную» часть (названия частей, кстати, тоже мои, мой читательский взгляд) попали тексты с разной структурой стихов. Разное настроение, разное количество строк — монолог автора с рваным таким, сложным ритмом.
Вторая часть, где Энди говорит о творческой «кухне» — более спокойная, и составилась она сплошь их четверостиший. «Яблоки с яблонь падают. // Ненавязчив стук их о землю» — вот, на мой взгляд, образное выражение этой части.
А третья, восточная часть, и есть «Послевкусие». Так мне кажется, во всяком случае. Энди Таккер прожил интересную часть своей жизни — много увидел, во многом успел поучаствовать. И короткие трехстишия — то, что осталось от впечатлений, от разных обстоятельств его жизни. В общем, то самое послевкусие.
Сразу скажу, у меня в «рабочей корзинке» припрятано еще много материала для следующих публикаций. Мне нравятся стихи Энди и нравится работать с ними, придумывать разные варианты для того, чтобы хорошо их представить читателям.
Мария Ольшанская