Владимир Захаров

Февраль в Аризоне

(новые стихи)


Cкупой рыцарь

Вот оно,
Богатство мое неразменное, 
Русский язык…
Спущусь в подвал,
Крышки сундуков подыму,
Свечи все запалю —
Праздник себе устрою.

Тынянов
С его «Вазир-Мухтаром»,
Платонов,
«Чевенгур»,
 
Бунин,
Выбирай
Хоть «Солнечный удар», хоть «Чистый понедельник»,
Бабель,
«Смерть командира»,
Прочитал —
И уже с начинкой.
А вот Цветаевой стихи искрометные,
О каждой строчке готов говорить.

И я — скупой рыцарь?
Никакой я не скупой рыцарь!
Эй, Альбер,
Иди-ка сюда!
Возьми почитать
Хоть «Капитанскую дочку»!

Да некогда ему!
Он «дейтрейдер».*)

*) Дейтрейдер играет на бирже, открывая и закрывая торговые сделки в течение одного дня, очень часто при помощи домашнего компьютера.

Койот

Памяти Лианы Фиббс,
которая койотов прикармливала,
не говоря уж про аризонских рысей.

Я — койот, я — Божий карат,
Мало кто в мире мне рад,
Я худ, неведомо, в чем душа,
На моей шкуре парша.

Я плачу ночью у разных стен,
Но я не мистический феномен,
Я гангрены реальнее, Ваша Честь,
Mне тут оставляли прежде поесть.

Все внезапно в жизни, все вдруг,
И тебя допросят, любезный друг,
«Не вы ль на койота смотрели вчера
В инфракрасный прицел в три часа утра?»

Отвечай: нет, не смотрел, ни-ни…
Вверху небесные плыли огни,
Внизу городские мерцали огни,
Были чудные ночи и дивные дни!

К поэзии

Поэзия,
Шлюха ты моя ненаглядная,
С кого это
Ты весь вечер глаз не сводишь?
Ага, победитель в жизни сей,
Два универсама в центре города,
Но ведь плюгав,
Накачан, как боевая мартышка,
И слова сказать никому не дает.

Каких героев ты раньше любила —
Греки, троянцы,
Гектор, Ахилл, Патрокл,
Эней!
И они любили тебя,
А этот — не будет,
Увы!

Старушка ты моя,
Легкомысленная.

Марат и Гильотина

Для Революции нужно
отрубить еще 260 тысяч голов.
(Из статьи Марата, Друга Народа)

После октябрьской революции
Была мода
Называть мальчиков Маратами.
Почему девочек
Не называли Гильотинами?

А так легко представить:
Классная руководительница —
Строгая Гильотина Петровна,
Первая красавица в классе —
Томная, загадочная Гиля,
Девчонка во дворе бегает — Гилька,
Очень удобно дразнить:
Гилька-килька,
Гилька-килька!

Мама Гильку любит,
Но воспитывает:
Гильотинка,
Марш на кухню посуду мыть!
На ночь укладывает:
Спи,
Гильотиночка ты моя. 

Ванны

Назым Хикмет сказал:
Нелегка жизнь чайки!
Еще труднее жизнь
Чугунной ванны,
Летающей над морем.

У нее такие маленькие крылышки!
В дождь они намокают,
Нужно прятаться в сухой док, 
А за простой не платят.

Сравните —
Чайка может нырнуть,
Схватить рыбу, взлететь с криком,
А ванна,
Ежели хлебнет воды, —
Непременно потонет.

Чайки летают над морем для пропитания,
А чугунные,
Белые изнутри ванны —
Для заработка,
Их наняла
Благотворительная компания,
Они носят легонькие такие шелковые плакаты:

«Не пей по утрам!»
«Не делай необдуманного добра — пожалеешь!»
«Не ходи с пустыми руками к блуднице!»

Говорит прачка

Земля грязна, земля немыта,
И в зимний хлад, и в летний зной,
К труду зовущее корыто
Передо мной, передо мной.

Тюки белья грузны и тленны,
Тверда и нежна будь, рука,
В корыте, словно хлопья пены,
Беспомощные облака.

Февраль в Аризоне

Размер существа не имеет значения:
Можно быть маленьким
И очень храбрым.
Вот колибри,
Мы назвали его в честь нашего сына Алешей,
Полностью завладел поилкой со сладким сиропом,
Которую мы, неуклюжие великаны,
На ветке для птиц повесили,
Не дай бог, другой колибри приблизится,
Тогда — дуэль двух вертолетов.
Но сегодня из поилки мирно пьют двое,
Стало быть,
Наступила весна.

А в Москве то оттепель,
То неслыханные морозы,
И наш Алеша,
Весом в тридцать тысяч колибри,
Борется с гололедом в автомобиле
На Крымском мосту.

А Крымский мост —
Место мне не чуждое,
Полвека назад,
Когда автомобилей в Москве было еще мало,
Я прошел по нему в феврале,
Не замечая пронизывающего ветра,
Повторяя про себя строчки Гейне
Из его ранней книги
«Юношеские страдания».

Чудо

Что — одно чудо!
Нам нужно много чудес.
Нам нужно,
Чтобы каждый день воскрeсал Христос,
Чтобы каждый день
Аарон высекал фонтан холодной воды
Из раскаленной скалы,
Вот тогда в нашей жизни
Что-нибудь
И изменится.

Друг

Я нашел друга
Среди облаков
И очень этим горжусь.

Вот сидим мы на тринадцатом этаже,
Лес потемнел, гроза подступила,
Ливень хлещет, молнии в окнах,
Гром, птицы мечутся,
А я говорю всей  компании:
Не бойтесь!
Это мой друг выступает,
Сегодня у него — первый сольный концерт,
Нелегко ему было
Этого добиться.

Помните, вчера утром большой туман?
Это он приходил ко мне на балкон советоваться,
Мы с ним выбрали репертуар.
Что же, я жизнь прожил,
В делах людей разбираюсь,
Неужели дела облаков не пойму!

Борис Лукьянчук

«Иль надо оказать сопротивленье?»
(размышления о поэзии Захарова)

Как говорил Шкловский, от литературы все ждут короткого ответа, как от солдата в строю. Тогда от поэзии — достаточно односложного восклицания! Захаров — рыцарь с открытым забралом. Мой друг, огорченный тяжбой Захарова с изобретателем вечного двигателя, написал мне, что Владимир Евгеньевич напрасно с этим клоуном борется, любой ученый понимает, что существование вечного двигателя противоречит основным законам природы, а на прохиндеев научная аргументация все равно не действует. В поддержку своего мнения друг процитировал знаменитое стихотворение Киплинга «If». Мне кажется, что он в особенности напирал на строчку, которая в переводе Маршака звучит, как

«И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она…»

Доля правды в словах друга есть, страсть таки над Захаровым довлеет… Мне случилось видеть рассвирепевшего Захарова, и слышать его реакцию на неумные и нехорошие слова собеседника об академике Колмогорове.

На письмо друга я, однако, ответил, что в случае Владимира Евгеньевича это не Кипплинговское if, а вечный Гамлетовский вопрос:

«… Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними?»

Мне кажется, что эти слова — «Иль надо оказать сопротивленье» — годятся как девиз для рыцарского герба Владимира Евгеньевича. Интересно, что Захаров, взрывной в повседневной жизни, превосходно контролирует страсть в своих поэтических строчках.

Разгадка этого парадокса содержится в стихотворении Владимира Соколова:

Машук оплыл — туман в округе,
Остыли строки, стаял дым.
А он молчал почти в испуге
Перед спокойствием своим.

В который раз стихотворенье
По швам от страсти не рвалось.
Он думал: это постаренье!
А это зрелостью звалось.

Так вновь сдавалось вдохновенье
На милость разума его.
Он думал: это охлажденье.
А это было мастерство.

Академик Захаров — самый цитируемый российский ученый. Позиция его, как поэта, менее определенная. Мы ведь отвыкли слушать спокойный человеческий голос. Чтобы привлечь внимание, поэту необходимо сделать харакири или биться в истерике. А у Захарова излюбленным поэтическим углом зрения является позиция неприметного летописца. Описывает он, например, трудную жизнь чугунной ванны, летающей как чайка над морем. И произносит эта чугунная ванна сплошные банальности:

«Не пей по утрам!»
«Не делай необдуманного добра — пожалеешь!»
«Не ходи с пустыми руками к блуднице!»

Когда Назым Хикмет пишет про трудную жизнь чайки, сомнений нет — это поэзия. А когда Захаров говорит о летающей чугунной ванне, то я сразу вспоминаю великолепную Ирину Муравьеву в роли старой оконной форточки*). Черт знает что, но это трогает. Не в этом ли и состоит большой секрет поэзии?


*) Фильм «Артистка из Грибова»



Ранее мы публиковали цикл стихотворений Владимира Захарова «Мир иной» с послесловием Бориса Лукьянчука.

В нашем журнале можно прочитать также эссе «Весь мир — провинция» (эпос Владимира Захарова). Доктор физ-мат. наук, профессор Борис Лукьянчук рассказывает о Владимире Захарове, академике РАН, в прошлом — директоре Института теоретической физики имени Л.Д. Ландау. Владимир Захаров как физик и Владимир Захаров как поэт.

Мария Ольшанская