Наталья Пономарёва

Ночные бабочки в свете фонаря


… А у нас вчера выпал снег. И сегодня весьма холодно.

У меня расцвели мускари. Я посадила их осенью в ведро из-под краски. А вчера их засыпало снегом.

Конечно же цветут и нарциссы, и гиацинты, и форзция, — все, что должно уже цвести. Но холод и ветер. Утром, да и вчера вечером, шел снег.

Шмели летают, а пчел не видно — неизвестно будут ли абрикосы и сливы. На розах листики молодые нежные побиты морозом.

Я уже перестала смотреть телевизор. Расстраиваюсь из-за того, что показывают об Украине…


* * *

Единственно, что радует — погода налаживается. Хоть на один градус, да становится теплее. Расцвел наш поздний абрикос — настоящее розовое облако! Cфотографирую при свете дня — пришлю.

Приезжайте к нам! У нас наступает очень хорошее время, все начинает цвести, еще несколько дней и будет просто тепло и красиво! Всего доброго!

Я Вам утром письмо написала, но не отправила… Даже неудобно как-то, учитывая вашу ситуацию. Но не могу не поделиться.



Я вчера была на концерте Екатерины Мечетиной в рамках года культуры.

Таких сильных эмоций давно не испытывала. Виртуозность позволяет ей так погрузиться в суть произведения, что она даже сама не сразу возвращается. Ей совершенно нет надобности думать о руках, о тексте — творческая свобода! Вот это и есть высочайший уровень.

Концерт состоял из двух частей. В первой исполнялись произведения Равеля — цикл из пяти пьес и маленькая сонатина, а во второй части — Рахманинов — тоже цикл из пяти пьес и соната номер два. Она нарочно построила так программу. Все исполненные опусы были написаны от 1905 до 1913 года, но в разных, действительно, культурных оболочках. Сама она такая милая, простая, с такой хорошей речью. С удовольствием общалась со зрителями. Мне кажется, что она даже не ожидала такой реакции зала. Народ у нас эмоциональный, очень тонко чувствующий.

Одним словом — успех! Счастье!

У Равеля музыка менее близкая по духу нашим товарищам, но настолько яркая, изобразительная. Я сначала и не запомнила названия пьес из цикла, но, слушая, вспомнила каждое. Потому что другого и в голову не придет. Слышно и буквально видно именно то, что хотел показать автор — это ночные бабочки, мечущиеся в свете фонаря, это лодка в океане, игра света, солнечных бликов в воде, ветер, волны. Это шут утром, во всей своей трагедии, стойкости, горьком комизме. Импрессионизм!

Вспоминаю и ком в горе.

А Рахманинова слушали, просто замерев. Такая же абсолютная тишина в зале была на недавнем концерте «Виртуозов Москвы» под управлением Владимира Спивакова.

Все вещи хорошо знакомы. Во времена нашего детства и молодости все эти произведения передавали по радио, которое пело практически круглосуточно в каждом доме…



Наталья Пономарёва — начальник сейсмической станции «Махачкала» Геофизической службы РАН. Это удивительная женщина, живущая в одной из горячих точек России. Но глядя на то, что творится сейчас на Украине, ей собственный дом кажется менее опасным, чем мой, находящийся вдали от киевского майдана. Всё это время она меня поддерживала, и я ей очень благодарна — и за поддержку, за приглашение приехать, и за то, что она прервала цепь зла своим рассказом о концерте. Мне ведь думалось, что Музы замолчали навсегда.


Ссылки на все публикации Натальи Пономарёвой в нашем журнале — на странице «Наши авторы».

Мария Ольшанская