Ольга Берак

Традиции и мы

Как же удобно и вольготно расположилась Черепаха на острове. И за всем-то она неспешно наблюдает, и мудрости ей хватает, да и тактом нашу Черепаху не обделили. Это уж проверено. А вот некоторых ее друзей с Острова смыло. Не по-настоящему, но все же смыло. Отъехали они, и, повздыхав, кинули клич: ну кто там нас заменит, хоть ненадолго? Друзей принято выручать, даже если ты от Острова ой как далеко. Чем, как? Пришлось набраться смелости и решиться хоть краешком зацепить то, что не перестает волновать довольно продолжительное время. Вдруг и других оно беспокоит в неменьшей степени. Начнем?

Думаю, никто не станет спорить, что время сейчас бурное. Степень его агрессивности феноменальна, ты буквально кожей ощущаешь наступление новой эры с незнакомыми и давящими законами новых по складу людей. И ты понимаешь, что правила приличного общества уже никому или почти никому не нужны. Что ты превращаешься в мастодонта, который помнит времена, когда пожилые мужчины, приветствуя друг друга на улице, касались тульи шляпы. Они не могли позволить себе сидеть, если женщина стояла. Речь была нетороплива, да мало ли что ты еще помнишь? Тебя раздражает то, что все это ушло бесследно? Что это — неприятие нового, тоска по молодости? Быть может, но не только это. Так хочется сохранить тепло родительского дома, твоей родины, внимание всех и вся к тебе, маленькому и незащищенному, а главное, сделать малюсенькую попытку тихо так крикнуть в мир: «Люди, без традиций мы никто! Не сохранит живучести нация, если в ней все перелопатить по новым, непроверенным законам. Хочется постоянно напоминать: «Внимание, опасность!» (Помните фильм Ролана Быкова «Внимание, черепаха»?) Опасностей много, но сначала об одной, ею и ограничимся.

Начну издалека. В Древнем Китае считалось, что в качестве мощного средства защиты от хаоса и восстановления космического порядка способна выступать музыка. Существовала целая система предписаний, какой должна быть истинная музыка. Непривлекательными признавались мелодии-песни и, скорее всего, соответствующие им танцевальные движения, которые были не способны умерять личные пристрастия. «Когда эти пристрастия и устремления подчинены единому общему ритму, перестают быть частными, — музыку можно пускать в дело как практическое орудие. Использование музыки как орудия должно быть искусством, которое заключено в том, чтобы стремиться к равновесию-балансу» — находим мы в источниках, датируемых 1-м веком до нашей эры. Существовало четко и внятно обозначенное представление, что и в гибнущем царстве, и у сходящего с исторической сцены народа музыка есть, но это не музыка в полном смысле слова, а лишь игра, способная тешить чувства и щекотать нервы. Такого рода музыка может соответствовать вкусам отдельных людей, например, преступников или сумасшедших, но этого недостаточно, чтобы сохранить за ней право на существование. Какими же свойствами обладала музыка, которую связывали с музыкой смутных времен? «Когда барабаны и литавры гремят, как гром, когда гонги и цимбалы звенят, как вспышки молнии, когда лютни и свирели, пение и танцы подобны воплям — сердце слушающего приходит в смятение, в ушах и глазах — сумятица, все тело-естество — в потрясении. Такая музыка не может привносить настоящее наслаждение, поскольку чем она более пьяняща-возбуждающа, тем в большее раздражение приходит народ, тем более смута в государстве». Вот о чем заботилось государство — чтоб люди были в равновесии, чтобы не наступили времена, при которых смятение станет влиять на умы и завладеет душами людей.

На протяжении эпох медленного времени человечество накопило целый арсенал средств, способных дать людям ощущение равновесия и соразмерности, и первейшим среди этих средств стал ритм. А теперь сами оглянитесь и прислушайтесь, в каком мире мы живем. Обратите внимание на ритмы эстрады, рекламных роликов, песен и передач, которые предлагаются в качестве товара нашим детям. Несущийся из телевизора изобразительный и звуковой поток не может сформировать у ребенка ничего кроме «базы данных», определяющей всю его будущую жизнь. Это, прежде всего, установка на пассивное восприятие — безразличие и безделие, где нет места желанию сохранить и передать последующим поколениям то самое главное, что ты получил как величайший дар от своих предков.

«Мир, в котором мы живем, все больше хочет получить важнейшие ценности по самой дешевой цене» — сказал в своем последнем интервью Ю.Лотман…

Цитаты и перевод — Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал. Миф и эстетика в «Люйши чуньцю».
М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1990.