Виталий («Отшельник»)

«Блюз — это путь…»

Киевлянин Виталий, по прозвищу Отшельник, уже знаком нашим читателям как поэт. Некоторые его стихотворения опубликованы у нас в цикле «О жизни, где нам суждено обитать» (Созвучия строф). Урбанистический такой цикл, где он выступает в дуэте со своей землячкой Ари, создавая образ «Огней большого города». «Главное увлечение для меня — это музыка, преимущественно конца 60-х — начала 80-х, то есть, то лучшее, что было наработано в золотые времена развития разнообразнейших направлений рока», — написал он о себе в кратком вступительном слове, презентуя стихи.

Нынешняя наша с Виталием совместная работа посвящена блюзу — не классическому блюзу, который мы рисуем в своем воображении, а скорее блюзу на стыке с другими музыкальными направлениями. Синтез жанров, где-то так. Я взяла на себя художественное оформление, а Виталий представил своеобразный обзор, состоящий из текстов других авторов, своих размышлений и подобранных по своему вкусу композиций.

Мария Ольшанская


«Блюз — это путь. Это такая тропинка. Через тьму, через страх, через твои собственные ночные кошмары. Если у тебя в груди живет боль, и ты поешь, ты играешь ее — ты выводишь ее в мир. Выводишь себя к свету. Поэтому музыка — это реальное волшебство. Блюз — это настоящая, истинная магия» (John Campbell)

«Простую музыку играть трудней всего, а блюз — простая музыка» (Albert Collins)

«Блюз — корни, остальная музыка — плоды» (Willie Dixon)

Как петь блюз
Руководство для желающих
сочинить «что-нибудь блюзовое»

1. Запомни, большинство блюзов начинаются с фразы «Проснулся я утром» (Woke up this morning).

«У меня есть девчонка что надо» — плохое начало для блюза. Но уж если тебе так спелось — постарайся хотя бы в следующей строчке ляпнуть что-нибудь гадкое, например: «У меня есть девчонка что надо — только с фейсом ей не повезло».


2. Сочинять блюз несложно. Если удалась первая пара строчек — повтори еще раз. А дальше просто рифмуй с чем попало. Например:

У меня есть девчонка что надо — 
Только с фейсом ей не повезло 
У меня есть девчонка что надо — 
Только с фейсом ей не повезло: 
Ее зубы как у Маргарет Тэтчер 
И весу под сто кило. 

(Got a good woman with the ugliest face in town / Yes, I got a good woman with the ugliest face in town / She got teeth like Margaret Thatcher / and she weigh 500 pounds).


3. Блюзовые автомобили — «шевроле», «кадиллаки» и раздолбанные грузовики. В блюзе никто не ездит на «вольво», «БМВ» или джипах. Гораздо чаще в блюзе передвигаются дальнобойными автобусами или поездами южного направления. Ни реактивных самолетов, ни многополосных автострад в блюзе просто не существует. Но все же главное в блюзовом стиле жизни — это ходьба пешком. А также готовность сдохнуть в любой момент.


4. Тинейджеры не умеют петь блюз. Они ведь еще не готовы сдохнуть в любой момент. Блюз умеют петь только те, кто расстался с детством. «Расстаться с детством» в блюзе — это значит дожить до возраста, когда тебя могут посадить на электрический стул, как только ты пристрелишь кого-нибудь в Мемфисе.


5. Блюз может случиться с тобой, например, в Нью-Йорке. Но только не на Гавайях. И уж ни в коем случае не в Канаде. В Миннеаполисе или Тусоне твои «хреновые времена» воспримут лишь как очередную депрессию. Лучшими местами для блюза по-прежнему остаются Чикаго, Сент-Луис и Канзас-Сити. Там, где редко идут дожди, блюз не получается никогда.


6. Лысеющий мужчина — еще не блюз. Лысеющая женщина — блюз.


7. Сломать ногу, катаясь на лыжах — еще не блюз. Сломать ногу, потому что ее пытался откусить аллигатор — блюз.


8. В офисе или супермаркете блюза не бывает. Переползай на улицу к автостоянке — или держись поближе к мусоропроводу, или, хотя бы, посиди там возле туалета.


9. Лучше всего блюз поется:

— на хайвэе;
— в тюрьме;
— в пустой постели;
— на донышке стакана с виски.

Хуже всего блюз поется:

— в наркоманском притоне;
— в картинной галерее;
— в элитном университете;
— на площадке для гольфа.

10. Никто не поверит, что это блюз, если на вас костюм с галстуком. Если, конечно, ты не старый индеец, который спит во всем этом уже не первую ночь (вариант: если тебя в нем не хоронят).


11. Есть ли у тебя право на блюз?


Да — если:

— ты старее, чем грязь;
— ты слеп;
—ты подстрелил кого-нибудь в Мемфисе;
— в твоей душе покоя нет.

Нет — если:

— все твои зубы целы;
— ты понял, как ты был слеп;
— тот парень в Мемфисе выжил;
— у тебя пенсионный план или трастовый капитал.

12. Блюз не зависит от цвета кожи. Главное — насколько тебе не везет. Майкл Джордан не может петь блюз. А Майк Тайсон — мог бы. Тайгер Вудз не умеет петь блюз. А Гари Коулмэн — умел. Уродливые белые люди иногда тоже поют блюзы и внесли в блюз свою лепту.


13. Ты просил воды — тебе Детка бензин налила. Это блюз.

Также подходит как блюз-питье, если ты просил:

— вина;
— виски / бурбона;
— мутной воды;
— черного кофе.

Никак не подходит как блюз-питье, если ты просил:

— коктейля;
— кошерного вина;
— фруктового морса;
— минералки.

14. Смерть в дешевом мотеле, или смерть от случайной пули — блюзовая смерть. Нож под лопаткой от чьей-нибудь ревности — тоже вполне Блюзовый Способ Сдохнуть. Как варианты годятся: электрический стул, передоз и одинокая смерть на сломанной раскладушке. Тебе не удастся умереть блюзово на теннисном корте или во время липосакции.


15. Примеры женских блюзовых имен:

— Сэди;
— Биг Мама (Большая Мама);
— Бесси;
Фэт Ривер Дамплинг (Толстый Речной Пельмень).

16. Примеры мужских блюзовых имен:

— Джо;
— Вилли;
— Литл Вилли (Маленький Вилли);
— Биг Вилли (Большой Вилли);

Люди с именами вроде Мишель, Амбер, Дебби и Хизер не могут петь блюз вне зависимости от того, как много людей они застрелили в Мемфисе.


17. Подбери себе Блюзовое Имя (пособие для начинающих):

—какой-то физический недостаток — Блайнд (слепой), Криппл (калека), Лэйм (хромой) и т.п.
— первое имя плюс название фрукта — Лемон, Лайм, Киви и т.п.
— фамилия президента — Джефферсон, Джонсон, Филлмор и т.п. (ну, может, киви и не очень подходит — но зато Филмор безумен, за это ему все простится).

18. Только не грузи меня байками о том, как трагична твоя жизнь. Пока у тебя есть компьютер — ты не сможешь петь блюз. Уничтожь его, так будет лучше всего. Спали с потрохами. Запусти в монитор бутылкой из-под сивухи «Бешеный Пес». Расстреляй в упор из пистолета. Или пускай твоя Большая Подруга усядется на него и раздавит в лепешку всеми своими прелестями. Пробуй что хочешь, приятель. Мне все равно.


19. В блюзе не выбирают «или — или». Ты влип по самые уши, братец. Влип в болото, и выхода нет.

(Лейм Манго Вашингтон. Перевод с английского из журнала «Play»)

* * *

На этой странице можно записать композицию Alvin Lee — Motel_Blues.
[Элвин Ли — английский вокалист, композитор и гитарист, в чьей уникальной манере исполнения сплелись блюз, джаз и рок–н–ролл].

«Блюз — это оптимизм пессимиста, проповедующего безудержное наслаждение, потому что завтра наступит конец» (Pol Whiteman).

«Если темнокожий бард, перебирая в течение двенадцати тактов три незамысловатых гитарных аккорда, причитает: «О, моя возлюбленная меня покинула», значит, звучит традиционный, архаический блюз. Когда вы слышите ироничное: «Если супруга уходит к другому, то неизвестно, кому повезло», в тех же двенадцати тактах под аккомпанемент мощного бэнда с положенной ритм-секцией и духовыми, — видимо, вы на концерте современных блюзменов, которые перестали жаловаться на жизнь. Уже нет смысла доказывать, что блюз — вовсе не грустная музыка: он давно стал популярным и эффективным способом посмеяться над невзгодами».

«Блюз — это когда хорошему человеку плохо, потому что он вспоминает о женщине, с которой расстался…» (из к/ф «Перекресток»).

«Qвадрат»
Блюзовый способ выразить душу

… Что такое современный блюз… потому что, в представлении большинства, блюз — вещь достаточно камерная?


«Про блюз говорят, что это, когда хорошему человеку плохо, — отвечает Сергей Воронов. — Вот этой фразой оперируют все местные журналисты годами. Поэтому представление людей о блюзе, особенно в нашей стране, довольно невнятное. Блюз это свобода. Блюз поют люди, выражая свои истинные переживания. У нас люди считают, что блюз это когда грустно. На самом деле, в блюзе очень много позитива. Главное заключается в том, что это экспрессивная музыка, которая не перегружена гармонически, что дает свободу эмоциям. Блюз это про любовь, про жизнь, про смерть, про работу, про каждый день, про то, что будет завтра или не будет завтра, про то, что было вчера. То есть, это маленький рассказ о том, что произошло. Во всем мире проходит огромное количество блюзовых фестивалей именно на открытом воздухе. Потому что на открытом воздухе собирается большое количество людей, человек себя чувствует свободно, никакой клаустрофобии. Поэтому это совершенно логическая вещь».

«Если возьмете начало 20-го века, это исключительно акустический, гитарный блюз, либо акустический блюз, сопровождаемый игрой на фортепьяно, либо на консервных банках, либо на стиральных досках и на швабре, засунутой в пустую банку из под краски, на которую натянута веревка. Собственно, так произошел контрабас потом. Потом блюз стал электрифицироваться. Был период чикагского блюза, когда южные музыканты, типа Мади Уотерса, поехали в Чикаго зарабатывать деньги, и когда Лео Фендер изобрел электрогитару. Это был конец 40-х годов. Потом, в 60-е годы, когда блюз был в упадке в Америке, молодые английские рокеры начали играть блюз типа «Rolling Stones», «Animals». Таким образом, блюз стал снова популярен, через Англию вернулся в Америку уже популярным. Он стал электрическим, и белые музыканты стали вносить свое видение. Он стал более жестким. Группа «Cream» в конце 60-х годов показала такой жесткий, психоделический блюз. Очень много внес Джимми Хендрикс, который был просто гением. Хотя его нельзя назвать чисто блюзовым музыкантом. И, конечно, блюз развивался, поэтому можно говорить об акустическом блюзе, о чикагском блюзе, о техасском блюзе, о британском блюзе. Сейчас люди играют блюз с новым саундом. Сейчас молодые музыканты, как Кенни Уэйн Шеппард, их много, играют блюз по-своему, внесением каких-то гармонических развитий, привнесением каких-то ритмических вещей из других стилей. То есть, в принципе, развитие идет, безусловно. Просто у нас блюз не освещается в СМИ, в принципе. У нас музыкальной журналистики нет до сих пор».

[Из передачи Радио Свобода]

* * *

Предлагаю вам записать и послушать композиции John Mayall — Cancelling out, Peter Green — You'll Be Sorry Someday и еще Greg Koch And Other Bad Men — Stormy Monday.

Cuby & The Blizzards

За неимением времени сам написать статью о блюзе пока не могу, может, это и сложится попозже, но сейчас опять же не могу не дать информацию. То есть, это ссылка на далеко не бесспорную обзорную статью. Биографии основных столпов можно бы опубликовать, хотя я думаю, что это вторично, первична — музыка, ее звуки, а не буквы о ней.

Поэтому чисто по своему хотению я предлагаю послушать не Алексиса Корнера (отбеливателями черного блюза в белый блюз по праву считают отцов-основателей Алексиса Корнера и Джона Мейолла), а напомню о других исполнителях.

«Континентальная Европа дала рок-музыке немало ярких имен, но по части блюза дела там обстояли не столь хорошо. Только лишь Нидерланды могут претендовать на определенную роль в развитии блюзовой сцены шестидесятых-семидесятых, благодаря двум замечательным и достаточно популярным группам Livin’ Blues и Cuby & The Blizzards. Если Livin’ Blues брала некой «попсовостью» (которая их, кстати, ничуть не портила) и каким-то особенным весело-добродушным обаянием, то Cuby & The Blizzards всегда была группой серьезной, делавшей ставку на мастерство исполнения и очень четкое, практически на уровне черных исполнителей, чувство блюза.
При записи альбома «Appleknockers Flophouse» менеджеры группы решили пойти на рискованный трюк, оснастив альбом эффектной и скандальной обложкой. С этой целью они пригласили фермеров с окрестных деревень для фотосессии с группой в местном баре. Было приготовлено хорошее угощение с приличными порциями спиртного, и публика, находясь в состоянии подпития, была готова к любой «фотосессии». Было отснято несколько кадров, где фермеры оказались в баре в компании специально приглашенных для этого стриптизерш, и их явно забавляло происходящее. Но на следующий день протрезвевшие фермеры пришли вдруг к выводу, что такая «фотосессия» может не очень благоприятно сказаться на их репутации, и подняли скандал. Менеджмент группы не хотел уступать, и потребовалось вмешательство мэра города, чтобы разрешить возникший конфликт. В результате все отснятые кадры были уничтожены, и альбом вышел совсем с другой обложкой» (фрагмент статьи о группе Cuby & The Blizzards).

* * *

Несколько песен из репертуара группы Cuby & The Blizzards:

Window Of My Eyes
The Sky Is Crying
I'm In Love
Too Blind To See
Never Get Out Off These Blues

Надеюсь, прочитав статью, сможете сами выбрать еще немало прекрасных песен. Кстати, те, которые спокойные-медленные, как правило, больше по размеру (в Мб и минутах).


Группу Blues Dimension сформировал в Цволле (Нидерланды) в 1966-м Leen Ripke. Это была одна из первых голландских групп, играющих блюз и ритм & блюз с отклонениями. Группа была обескровлена в результате того, что другая местная группа, более популярная Cuby & The Blizzards заманила к себе музыкантов из их состава. Их самый значительный хит «Get Ready» был кавером Rare Earth. В 1969-м о распаде группы было объявлено в названии их последнего альбома.


Слушаем композиции Blues Dimension (по моему выбору):

Nobody Knows When You're Down And Out
Blues Dimension
Society's Child

Немного личного, пока неупорядоченного

Изначально все эти Джоны Ли Хукеры, БиБи Кинги и прочие Брауны (это только известные, я уже молчу о сонме их предшественников, о которых предостаточно написано) играли не особо интеллектуальную музыку. Она меня и не интересует, включая истоки и прочие обстоятельства.

Взять тот же психодел, прогрессив, арт, симфо и т.п. направления, особенно экспериментально-авангардистские, например, Йес, Дженезис, Кинг Кримсон, Э Л П, Джетро Талл… Даже у Дип Перпл или Юрай Хип немало композиций, пусть не перегруженных, но куда более «навороченных», нежели у классиков блюза в ранней стадии.

Если я говорю об экспрессивной музыке, которая не перегружена гармонически — это по сравнению с другими формами рок-музыки (или джаза), где насыщенность полифонией и полиритмией куда больше.

Наверное, я субъективен, ибо сравниваю блюз, тем более тяжелый блюз, ритм-н-блюз, блюз-рок, причем белый, британский, с другими подстилями рок-музыки, учитывая ключевое слово — экспрессивная. То есть, я не сравниваю вообще, с точки зрения истории развития или в широком академическом смысле, а сравниваю, исходя из своих предпочтений, ведь согласитесь, что меломаны блюза вполне вероятно будут слушать и рок, но вряд ли они будут интересоваться шансоном или народными частушками, а неискушенному слушателю оно вообще пофиг.

Так что я буду придерживаться определенной части спектра этого необъятного явления, а уж если кому нравится что другое — то пожалуйста, присоединяйтесь…

Большинство групп, которые покорили мое сердце в юности, не считая брит-бит, играли этакую смесь блюз-рока, харда, глема и т.п. Я и не вникал особо тогда в «белое-черное» (хотя так сложилось, что черное и не нравилось), а повзрослев, начал переходить к более сложным формам интеллектуального рока: прогрессив, арт, симфо… Другое дело, если от психоделии переходить к дельта-блюзу (чикагскому там или вообще), это будет упрощением, от заумной фигни к истокам.

Да, упустил, как-то настал момент, когда я начал кроме раскопок неизвестного старого интересоваться новым, и понемногу частично увлекся современным электро-блюзом — ведь новое, более-менее солидное, осталось только в блюзе, тяжелом блюз-роке, прочие стили не имеют достойных последователей за редким исключением…

Ну и отдаю дань старым исполнителям, т.е. иногда вычленяю именно блюзовые вещи у них, хотя это в основном по заявкам, как говорится, по старой памяти моей деятельности на радио…

Не сказал бы, что ведущие британские (!) музыканты особо увлекались фигней, да и насчет фолка — так многие из них были по происхождению ирландцами, шотландцами, валлийцами и проч кельтами.

Континентальные европейцы — да, эти шли в кильватере британского вторжения, но опять же, что касается фолка — он у них свой у каждого колоритный, а блюз уже стал тогда настолько интернациональным, что многие американцы узнавали о творчестве своих черных соотечественников от белых британцев.

А вообще-то Эрик Клептон как-то сказал, что нет никакого «белого» блюза, так что вопросы терминологии оставим музыкальным критикам, не сыгравшим и не написавшим ни одной ноты, зато знающим, как это должно делаться другими, а сами будем наслаждаться тем, что кому по вкусу.

Blues-Rock

«Когда дело касается блюз-рока, не стоит усложнять. Скажем честно, глядя фактам в глаза: три четверти этой музыки — просто очень громкий блюз, и больше ничего. В одной популярной книжке я нашел фразу, являющуюся альфой и омегой суб-жанра. Там написано: «Блюз-рок появился, когда на Британских островах молодые гитаристы типа Эрика Клэптона стали играть чикагский блюз, выворачивая ручку громкости своего усилителя на десятку».

Многие неофиты блюз-рока полагают, что он родился и взрос на американской почве. Это, конечно, заблуждение. Да, сегодня в Штатах каждый третий музыкант, так сказать, по этой части, пластиночных фирм с блюз-роковым уклоном такое количество, что в глазах рябит. Тем не менее, повторюсь: изобретатели «громкого блюза» родились, а многие и до сих пор в скромности проживают в Англии. Стиль блюз-рок в свое время имел один мировой центр — Англию.

Начало блюз-рока — это и есть начало так называемого «белого» блюза. Стало быть, пункт «А» в этом путешествии — 1962 год. В этом пункте во времени в Лондоне эксцентричный джазмен Алексис Корнер основал свою «Блюзовую Корпорацию», группу блюзовых энтузиастов с необязательным членством. В этой неустойчивой по составу субстанции выступали Джек Брюс и Джинджер Бейкер, Мик Джаггер, Пол Джонс и прочие будущие гранды ритм-энд-блюза. Другие будущие приходили их слушать.

Когда же прозвучали первые реальные звуки блюз-рока? Как вы помните, ключевым в этом деле являлась громкость. Осваивая супер-громкость, музыканты со смешанным чувством восторга и страха открывали новые горизонты профессионализма, техники, подхода к исполнению. То был, так сказать, первый, эмбриональный этап генезиса блюз-рока. Возможно, первые смелые шаги в этом направлении сделал бас-гитарист группы «Ярдбердз», баловавшийся на концертах стремительными эскападами, на максимальной громкости, стремительно съезжая от бухающих низких нот к основанию грифа — к максимально высоким. Этакая воющая звуковая атака.

Настоящий блюз-рок мир услышал в 1967 году. Источниками этой новой агрессивной музыки, безусловно, в первую очередь стали группы Хендрикса и «Крим» — величайшие пауэр-трио в истории эстрады.

Исписаны тонны бумаги о громкости «Крим», доходившей во время концертов до такой степени, что музыканты фактически не слышали себя, поскольку стояли в окружении стен колонок, изрыгавших звук чудовищного уровня громкости. Здесь этот элемент был доведен до абсурда. Но более существенным открытием «Крим» было следующее: они играли не просто громкий блюз, они играли новую музыку, в основе которой лежали риффы, то есть ритмичные музыкальные фигуры, почерпнутые из словаря дельта-блюза. Ярчайший пример того — «Sunshine of Your Love».

В конце 60-х блюз-рок был одним из самых модных направлений. Его наводнили виртуозные инструменталисты, в первую очередь — гитаристы, профессиональные композиторы и даже текстовики. Виртуозность, помноженная на громкость и поддержанная новыми технологиями (звуковая концертная аппаратура постоянно совершенствовалась) дали новое качество музыки, основанной на блюзе. Исполнители типа Led Zeppelin, Ten Years After, Рори Гэллахер, Free, Humble Pie и Bad Company завершили эволюцию британского блюз-рока. С тех пор, то есть примерно с 73-го года, про блюз и блюз-рок британского разлива никто не всерьез не говорит.

Америка, почувствовав свое отставание от моды, ответила на вызовы времени своими блюз-рокерами. Высшими точками развития там стали Джонни Винтер и группа братьев Оллманов.

Нужно признать честно, что теми давними достижениями блюз-рок в музыкальном отношении себя исчерпал. Жанр полностью оформился, пережил свои «15 минут славы» и, как это случалось десятки раз с подобными предшественниками в поп-музыке, перетек в разряд консервативных культовых увлечений относительно небольшой группы поклонников.

Сегодня блюз-рок уютно чувствует себя прежде всего в Америке, также к нему весьма благосклонно относятся в Германии, Голландии и в некоторых других странах.

История блюза сыграла с Англией злую шутку: эта страна потеряла значение мирового центра блюза. Все, что там звучит сегодня, это не оригинальный английский стиль блюз, который был там во времена Джона Мэйла, в 60-е годы, а скорее бледная тень американского блюза. Конечно, это и не исключает того, что на туманном Альбионе существуют яркие таланты. Их десятки, и все они по-своему интересны, по-своему интересен и исполняемый ими блюз.

Американский блюз-рок персонифицировался в Стиви Рэйе Воэне. Техасский слингер, безусловно, гениальный исполнитель. Хотя его манера и его звук моментально узнаваемы, я думаю, вы согласитесь с тем, что в музыке его гитарного трио было мало оригинального по сути. Вновь три музыканта во главе с гитаристом, играющие «громкий блюз».

Если говорить о ренессансе блюз-рока, то его нужно отсчитывать с появления Стива Рэя в первой половине 80-х. Под его влиянием в последующие 10 лет, да, пожалуй, и до сих пор, ежегодно появляются новые имена, новые группы, поддерживающие неугасимый огонь блюз-рока. В гитарном блюзе Стиви Рэй настолько доминирующая величина, что ни один американский гитарист не осмелится пропустить его имя в перечне своих влияний. С легкой руки Воэна (а может быть, как раз с тяжелой руки этого гитарного гиганта) возникло несколько искаженное представление о том, что его родной Техас наводнен хмурыми ребятами со «стратокастерами» наперевес, неустанно извлекающими из своих инструментов рычащие звуки. На самом деле в Техасе несравнимо больше людей, преданных традиционному блюзу». (с) нимайо

Не могу не рассказать одну интересную историю, произошедшую в современном британском блюзе.

Stephen Dale Petit

Имя не известного доселе блюзового гитариста Stephen Dale Petit с прошлого года стало все чаще и чаще мелькать в различных электронных и бумажных СМИ музыкальной и не музыкальной направленности. Сейчас идет интенсивная раскрутка Stephen Dale Petit. Его имя звучит в телевизионных новостях Би-Би-Си, материалы о нем публикуются в таких журналах как Classic Rock и Blues Matters, используется также онлайновая и наружная реклама. Petit приглашают участвовать в качестве эксперта в очередную серию телевизионного документального фильма Classic Rock Productions о легендарных личностях рок-музыки.

Ставят этого сорокалетнего блюзмена в ряд с такими представителями очередной новой волны подъема блюза (New Blues), как американцы Joe Bonamassa, Seasick Steve, Otis Taylor, Michael Powers и британцы Aynsley Lister и Oli Brown. Поэтому интересно познакомиться с музыкальной и жизненной биографией этой новой знаменитости: откуда такое счастье для британского блюза привалило.

Родился Stephen Dale Petit в 1969 году в Хантингтон-Бич, штат Калифорния. В семь лет он взял в руки гитару, и этой гитарой была Gibson SG Specia.

Городок Хантингтон-Бич — не Богом забытое место. Там находится один из клубов под названием The Golden Bear, который входит в золотое кольцо национальных клубов Америки, где выступали и выступают легенды и будущие легенды рока и блюза: Jimi Hendrix, Bob Dylan, Albert King, BB King, John Mayall, и т.д. Подросток, а потом юноша Petit похаживал в этот клуб и присутствовал на выступлениях многих звезд местной или мировой роковой и блюзовой сцены. Там же он умудрился залезть в автобус Albert King, когда тот сидел и курил в одиночестве во время перерыва между двумя концертами в этом клубе и имел с ним длительную беседу (почти два часа), во время которой Albert King показывал ему различные гитарные хитрости. Все это очень повлияло на юное сознание, и он решил непременно стать тоже блюзовым или роковым героем.

Поиграв несколько лет в различных барах и клубах штата Калифорния (в том числе в своем родном клубе The Golden Bear) по пять дней в неделю с разными группами, где-то в середине 80-х годов Petit решил махнуть в Англию, на вторую, как он считает, родину блюза. Известно, что именно британский блюзовый бум 60-70-х годов прошлого века позволил блюзу стать мировой, а со временем и коммерчески успешной музыкой. Если бы не это, остался бы блюз старой, неактуальной расовой музыкой Америки, которую сейчас бы никто не исполнял и не слушал, даже сами афро-американцы, которые даже современный блюз не слушают и не любят.

В Англии он продолжил карьеру клубного музыканта, на большую сцену не попал, потому что его игра на гитаре и пение ничем значительным не отличалось от остальных таких же клубных музыкантов. Это тебе не Джимми Хендрикс, который приехал в Лондон, сыграл на гитаре, и всех заткнул за пояс, включая самого Эрика Клэптона. Хотя в карьере Petit, как блюзового музыканта, ничего существенного не изменилось, в Англии Petit чувствовал себя более комфортно, чем в своей родной Калифорнии, и решил остаться там и сделать Лондон своим постоянным местом жительства.

Года идут, уже за тридцать, а Petit еще не герой ни блюза и ни рока. За эти годы жизни в Англии он мог только похвастаться тем, что выступал вместе в нескольких концертах с такими известными музыкантами 70-х годов, как Phil May (The Pretty Things), David Gilmour (Pink Floyd) и Ian Stewart (The Rolling Stones) в составе группы «Friends Band» на таких концертных площадках Лондона, как Leicester Square и Little Venice. Также ему случилось познакомиться с Эриком Клэптоном, и даже с ним где-то выступить. Но все это не то. Не они же с ним выступают, а он с ними.

В 2003-м году Petit принимает радикальное решение: он бросает жизнь клубного музыканта (алкоголь, наркотики, и т.д), становится уличным бродячим музыкантом и начинает исполнять и петь свой блюз, как он его понимает и как умеет, а не блюзовые стандарты, исполняемые в основном во всех клубах на радость тамошней публики. Примером ему были такие блюзмены, как Robert Johnson, BB King, Howlin' Wolf , Lonnie Johnson , Blind Lemon Jefferson и т.д., которые тоже были уличными музыкантами. Однако надо отметить, что, например, BB King был уличным музыкантом в молодые годы в начале своей успешной во всех отношениях карьеры, а Petit становится уличным музыкантом в среднем возрасте после того, как ему не удалось стать хотя бы немного известным блюзменом. Идея отказаться от гарантированного заработка в клубах и зарабатывать на жизнь на улице в качестве бродячего музыканта в таком уже не юном возрасте — безумная идея. В здравом уме такая мысль не пришла бы голову никому. Должно быть, Petit был голос или дан знак свыше, иначе никак это не объяснишь.

Следуя указанием свыше, Petit стал ежедневно играть и петь на всех станциях лондонской подземки. Его настойчивое присутствие в многолюдных местах не оставило без внимания средства массовой информации, включая радио BBC, прессу и телевидение, и одновременно его уличные выступления стали все больше пользоваться популярностью у прохожих и пассажиров подземного транспорта разных возрастов и музыкальных пристрастий (death metal, goths , punks). Некоторые, особенно дети школьного возраста, специально приходили его послушать. Наконец-то начинает приходить известность, а может за ней и слава. Просто надо было выйти в народ, на свежий воздух, а не торчать много лет в этих вонючих клубах и барах, где полупьяной и обкуренной публике нет никакого дела, как ты играешь, о чем поешь, лишь бы было громко, узнаваемое и весело.

После четырех лет уличного музицирования Petit в 2007 году полностью финансирует запись и выпуск своего дебютного альбома «Guitararama» якобы на деньги, собранные на улице.

Сначала альбом продавался только в лондонском метро, затем появился в музыкальных магазинах, его можно было также было купить по Интернету, и, таким образом, весь тираж был распродан очень быстро. В 2008 году «Guitararama» был переиздан с тремя дополнительными треками (Blues Fom Mars, Bad Road Blues и A Better Answer). Буклет стал 16-ти страничным, цветным.

Журнал Classic Rock пишет об этом альбоме следующее: «Трудно в наши дни что-то новое сделать в таком старом жанре, как блюз, но Petit это удалось».

В ноябре 2007 года Petit начал свое турне (BLUnivErSity Tour), которое включало чтение лекций, сопровождаемых показом фильмов о блюзе, и живые выступления (Blues Masterclass), по колледжам и университетам Англии, с пропагандистской и просветительской целью: втолкнуть в умы молодого поколения, что блюз это хорошо. Petit стал основателем и лидером движения New Blues Revolution, которое стремится поднять популярность блюза в Англии до уровня 60-70-х годов во времена британского блюзового бума.

Stephen Dale Petit сегодня всем известный блюзмен. Теперь не он ждет, что какая-нибудь бывшая или теперешняя знаменитость заметит его, оценит и предложит в качестве сессионного гитариста место в ее группе, а сам выбирает, кто из них будет участвовать в его шоу. Сбылась его голубая мечта детства, хотя очень поздно: стать блюзовым героем, но пока только в Англии.

* * *

Stephen Dale Petit — 10 Year Reflections


Otis Taylor

Впервые отступаю от своего правила, и предлагаю слушателям то, что мне лично не так уж и сильно понравилось, но в силу того, что это необычно, нестандартно и т.п., а также есть масса положительных отзывов, думаю, может, и среди читателей найдутся поклонники данного исполнителя.
Otis Taylor представляет собой редкий пример успешной в творческом и коммерческом отношении альтернативы в стандартизированном, устоявшемся искусстве блюза.

«В блюзе последних десятилетий не так много оригинальных артистов, которые создавали бы что-то свое, а не воссоздавали шаблоны прежних лет (какими бы величественными эти шаблоны ни были). И даже среди этих немногих голубоглазый мулат из Денвера Отис Тейлор стоит особняком».

«Кто-нибудь когда-нибудь слышал шаманский блюз? Я вот в первый раз… надо признаться, что пробирает до глубины желудка… Рекомендовали мне этот альбом из разных источников, некоторым пацанам он просто снес крышу, поэтому нервным товарищам с тонкой душевной конструкцией, рекомендовать этот альбом не буду. С этим товарищем и грибов есть не надо».

«Otis Taylor — блюзмен, который признан многими американскими музыкальными критиками «голосом американской блюзовой истории». Его мощь заключается не только в исключительном композиторском таланте, но и в мастерстве владения банджо, гитарой и губной гармошкой. Его диск «White African», выпущенный в 2001 г., вызвал искреннее восхищение как меломанов, так и профессионалов».

«Thirsty Ear Magazine написал об альбоме White African следующее: «Это один из наиболее оригинальных и глубоких блюзовых коллективов. Композиции Тэйлора можно сравнить с извилистым путем, ведущим в эмоциональную природу каждой песни. И эта эмоциональность необычайно освежает в конечном результате. Альбом «White African» хорош настолько, насколько хорош стал сам блюз за последние годы».

«Судя по всему, Денверский музыкант записал лучшую блюзовую пластинку года. Его группа неожиданно преподнесла миру тот самый оригинальный блюзовый звук, который в наши дни практически уже и не встретишь… Медленный, мрачноватый, но совершенно гипнотизирующий, глубокий «грув». «White African» … действительно великий альбом», — пишет «Albuquerque Journal».

«Это глубокая музыка, вышедшая из рук исполнителя просто гениального уровня. Тэйлор воспринимает афро-американское культурное наследие очень серьезно. А еще, блюзы Отиса не только развлекают вас или доставляют вам эстетическое удовольствие, но и могут научить вас многому. Его песни — это лаконичные, серьезные послания, упакованные в запоминающуюся, мелодичную обертку», — пишет Real Blues Magazine».

«Бэк-вокал на нескольких трэках на этом альбоме записала 13-летняя дочь Отиса — Кэйси (Cassie). Некоторые из номеров на White African звучат так, как будто Jonh и Alan Lomax записали это годах в 20-30-х, во времена их поиска «чистого блюзового саунда». Однако Тэйлор написал все 11 вещей этого альбома сам».

«Именно Otis Taylor сейчас является самым популярным исполнителем trance blues. Его trance blues, а точнее «down-home traditional and electric-trance blues», звучит мощно и суперсовременно не архаично, как trance blues прославленных старичков Junior Kimbrough и R.L. Burnside, уже ушедших от нас в мир иной. Транс блюз Otis Taylor — это блюз XXI века, где поется не о личных переживаниях, а социальных проблемах».

* * *

Можно посмотреть видео: Ten million slaves и hey joe (2007) и скачать и послушать отдельные композиции и еще много другого там же…

Resurrection Blues
3 Days And 3 Nights
Walk On Water
They Wore Blue

Maggie Bell

Замечательная британская (шотландская) рок-вокалистка Мэгги Белл (Maggie Bell), исполнительница блюз- и хард-рока, получила известность в группе Stone The Crows. Обладательница мощного голоса и яркой харизмы, Мэгги Белл в начале 70-х годов считалась «шотландской Дженис Джоплин». Пела в рок-опере The Who — Tommy.

Мэгги Белл родилась 12 января 1945 года в бедном местечке близ Глазго, в музыкальной семье, в которой поощряли ее увлечение музыкой. «Моя тетя была примой в городском мюзик-холле, и к нам домой всегда приходили музыканты. Мой отец играл на органе, который он хранил под кроватью. Если он видел на улице нищего аккордеониста, то приводил его к нам в дом и кормил, а потом они садились и начинали вместе играть».

В 15 лет Мэгги бросила школу и чтобы помочь прокормить семью, днем работала мойщицей окон, а ночью — певицей. В 17 лет Мэгги Белл дебютировала на профессиональной сцене — на танцплощадке в Locarno Ballroom, где она исполняла модные хиты того времени под аккомпанемент биг-бэнда, за что получала по 70 фунтов в неделю (для нее тогда это был довольно приличный заработок). В 1967-м году она в компании других музыкантов выступала на американских военных базах в Германии.

Однажды в Глазго Белл приняла участие в совместном выступлении с Алексом Харви (Alex Harvey), который познакомил ее со своим братом, гитаристом Лесли Харви (Leslie Harvey), впоследствии возглавившим группу «Power».

Однажды продюссер Марк Лондон пригласил на репетицию группы легендарного менеджера Питера Гранта (Peter Grant), в свое время «выведшего в люди» Led Zeppelin. Группа произвела на него такое сильное впечатление, что он тут же согласился взять Power под свое крылышко. «Stone The Crows!» — воскликнул Питер Грант, когда впервые увидел выступление этой шотландской команды (примерный перевод «stone the crows» со сленга лондонских кокни означает «черт возьми»).

Stone The Crows были чем-то большим, чем просто музыкальной группой. Другие при их образе жизни распались бы через месяц. Полученный за выступления гонорар музыканты делили на равные части, невзирая на заслуги — от шофера до лидера группы.

Две записи из репертуара группы:
The Touch Of Your Loving Hand
Fool On The Hill

В 1969-м году был записан дебютный альбом, спродюсированный Марком Лондоном. Пластинка включала в себя открывашку «The Touch Of Your Loving Hand» в духе Рэя Чарльза, битловский кавер «Fool On The Hill» и эпик «I Saw America», занимавший всю вторую сторону. Продажи дисков были средненькими, но это не обескуражило музыкантов, и они испекли второй виниловый блин, «Ode To John Law». Основным отличием этого альбома от предшественника являлось то, что на нем в основном звучал голос Мэгги, а Джимми сосредоточился на басовых партиях.

Записи из альбома:
Penicillin Blues
Good Time Girl


Альбом «Teenage Licks» получился наиболее коммерчески успешным в дискографии группы. В 1971 году «Stone The Crows» отметились почти на всех престижных фестивалях, а Мэгги, которую многие называли наследницей Дженис Джоплин, удостоилась звания «Best Female Vocalist» от журнала «Melody Maker».

Faces
Don't Think Twice
I May Be Right I May Be Wrong


Все складывалось хорошо, но 3 мая 1972 года случилась трагедия. Во время саундчека Лес Харви получил сильный удар током от микрофона и тут же скончался.

Полная решимости продолжать дело, после неудачных попыток договориться с Питером Грином, Белл завербовала лидер-гитариста Джимми Маккаллоча из Thunderclap Newman. Вместе с ним был дописан последний альбом группы «Continious Рerformance» (1972), который получил широкий критический и несколько меньший коммерческий успех. Но в июне 1973 года было объявлено о роспуске группы, и Мэгги ушла в сольную карьеру.

Певица «попала в руки» Джерри Векслера, который в США прославился тем, что вывел в люди Арету Франклин. Он снабдил Белл тем же набором студийных музыкантов (Корнель Дюпре, Чак Рейни и др.), что поддерживали Арету, а также вокальной группой Sweet Insрiration. В результате в начале 1974 года вышел альбом Queen of the Night, на котором, по единодушному мнению критиков, Мэгги превзошла самое себя.

Альбом этот получился гораздо более блюзовым, чем работы Stone The Crows. В нем Мэгги, уже не стесненная другими музыкантами, смогла в полной мере дать выход своей страсти к блюзовому вокалу в духе Дженис Джоплин (Janis Joplin). Собственно, это был уже третий вариант альбома, задуманного еще во времена Stone The Crows. Название и титульная песня, сочиненная последним органистом группы Stone The Crows, Ронни Лихи, являются, пожалуй, единственным воспоминанием о прежних временах. Альбом этот, содержащий в себе песни «As the Years Go Рassing By» (из репертуара негритянского блюзмена Алберта Кинга), «Yesterday's Music» Дэвида Клейтона-Томаса и «We Hod It All» (хит Уэйлона Дженнингса), следует отнести к лучшим произведениям поп-музыки, практически не содержащим слабых мест. Этот альбом по праву можно отнести к лучшим работам во всей истории женского рокового вокала.

В прессе Мэгги завоевала титул «королевы блюзовой ночи» и после Джули Дрисколл (Julie Driscoll) и Кристины Перфект (Christine Perfect) стала самой знаменитой певицей в английской поп-музыке и вообще в Европе. «Она вытрясла бы душу из Дженис Джоплин», — заявил как-то приятель певицы Кэптэн Бифхарт (Captain Beefheart). А великий джазовый трубач Майлз Дэвис с присущей ему грубостью сказал: «Ну и голосишь ты, Мэгги, пробирает аж до кишок». И это изречение она почитает как самый большой комплимент.

В середине 70-х годов она много гастролировала вместе со своей группой сопровождения. Концерты проходили с попеременным успехом. Публике казалось странным, что белая женщина, да еще и из Шотландии, так поет блюз. По воспоминаниям Мэгги Белл, ей, в связи с этим, однажды даже пришлось пойти на довольно-таки экстравагантный трюк. Во время гастролей, где она открывала выступления Earth, Wind & Fire, чувствуя недоумение публики, она стала исполнять первую песню, стоя за ширмой, и зрители, поначалу не видя ее, довольно тепло принимали выступление. Когда она выходила из-за ширмы, удивляться было уже поздно.

Вслед за первым вышел еще один ее сольный альбом «Suicide Sal» (1975). Выдержанный в том же ключе, он был несколько мелодичней, красивей и интересней. Заглавную композицию Мэгги Белл посвятила своей тете Дорис Дрой (Suicide Sal — ее сценический псевдоним), той самой, которая была примой в мюзик-холле в Глазго. По признанию Мэгги, тетя была самым духовно близким для нее человеком в семье, и ее пример немало способствовал тому, что Мэгги избрала для себя карьеру профессиональной певицы.

Пластинки нашли своего слушателя и неплохо продавались. На этом фоне Мэгги Белл вела переговоры с руководством компании о выпуске двух своих предыдущих работ, но все безрезультатно. На какое-то время Мэгги потерялась перед напором слащавых голосов диско-музыки и отошла далеко на задний план музыкальной сцены. В конце концов, все эти околомузыкальные дрязги, а так же личные неудачи на фоне общего спада интереса к блюзу вынудили Мэгги Белл оставить сцену. Она приобрела дом в Англии, где живет в кругу семьи и по сей день.

Мэгги смогла привлечь публику своей открытостью, передать в своих песнях, со всей искренностью настоящего блюза, чувства настоящего живого человека (из разных источников в Интернете).


* * *

Для напоминания — повтор классики:


David Coverdale & Jimmy Page — Don't Leave Me This Way


Некоторые заумные критики пишут, что здесь Д. Ковердейл косит под Р. Планта, другие — что Д. Пейдж косит под Дип Перпл или Вайтснейк. Они сами косячат, эти критики. У Ковердейла совершенно другой тембр голоса, его вокал не лучше и не хуже, совершенно другой. Просто смешение стилей двух мастеров дало повод посудачить о сходстве тенденций. Не умеют эти критики наслаждаться, а мы назло им — будем!

Отшельник

В заключение

Виталий сказал чистую правду — блюзовые композиции очень «тяжелые» — есть и по 14 Мв. Что выбрать для прослушивания на нашей странице из всего многообразия музыки, которую он предложил? И я пошла на поводу у собственного вкуса, отыскав среди своих записей интересное имя.

«Так вот, свамп-блюз — болотный блюз — не путать с дельта-блюзом — это такой блюз, который очень жесток по текстам, его пели самогонщики. (А самогоноварение — древнейшее преступление! Производство и продажа 40-градусного пойла всегда было под контролем властей). И самогонщики Юга прятались на болотах, и гнали там бодягу, и пели песни, что чихать они хотели на власти, и о том, как это славно — подпоить девчонку, «вот и вся любовь». От слов таких и умонастроения и блюз был жесткий — рифовый».

Это высказывание слушателя, которое я вытащила из цитат о блюзе, выделенных золотистым цветом, относится к исполнителю так называемого «болотного рока» Тони Джо Уайту (Tony Joe White), который родился 23 июля 1943 года в Оук Гроув, штат Луизиана. Его творения исполняли Элвис Пресли, Рэй Чарльз, Джо Кокер, Этта Джеймс, Хэнк Уильямс, Джон Майалл и Уэйлон Дженнингс.

«Уайту, которому коллеги дали прозвище Свамп Фокс (болотная лиса), удалось то, что не под силу большинству артистов — создать собственный стиль, «свамп саунд» — болотный звук, по выражению одного журналиста. Медленная, размытая, вязкая музыкальная субстанция, с отчетливым блюзовым уклоном и тяжело ухающим словно из под ваты ритмом — вот, что вкратце представляет стиль гитариста и композитора, действительно живущего на берегу бескрайних болот Луизианы.

«Свамповый» альбом One Hot July Тони Джо Уайта вышел в 1998 году, когда он решил вернуться к своим корням и в родной болотистой Луизиане записал его. Альбом был встречен очень тепло и сопровождался успешным туром по Европе и Австралии. На мой взгляд, самая «свамповая» вещь там — композиция, давшая название всему альбому — «размытая, вязкая музыкальная субстанция». Но, боюсь, что после такого обилия информации, читатели могут уснуть, слушая One Hot July. Поэтому я выбрала две других композиции из этого альбома — Ol' Black Crow и Cold Fingers. Первую вы послушали выше, а вторую будем слушать сейчас.

Фото, которое вы видите слева, сделано на одном из концертов Джимми Смита по прозвищу «Потрясающий» («The Incredible» Jimmy Smith, 1928–2005) — американского джазового органиста, который внес значительный вклад в развитие техники игры и импровизации на Хаммонд-органе и популяризацию этого инструмента.
У меня есть целая серия любительских фото, подаренных мне людьми, специально приехавшими на концерт из Киева в Москву, в джаз-ресторан «Le Club», где Джимми Смит выступал 3-5 июля 2004 года. Возможно, позже появится отдельная публикация о нем.

Мария Ольшанская