Мария Ольшанская

Сказание об отце Иоанне

(часть третья)


Иван Шовский и Галина Корыстина

День Святой Троицы, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа — один из главных христианских праздников. В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных пространных молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»). По русской традиции, пол храма (и домов верующих) в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями.

Сохранились многочисленные народные обычаи и традиции, связанные с этим днём. В субботу перед Троицей происходило одно из важнейших в году поминовение усопших предков.


Всего полгода прошло с того дня, когда на поминках мужа моей институтской подруги, внучки отца Иоанна, Ивана Васильевича Шовского, ее двоюродная сестра, дочка одного из сыновей убитого в годы Красного террора священника, сказала, что мало они знают о своих предках, потому что были такие моменты в биографии, которые не позволяли особо болтать, чтобы лишней беды не навлечь разговорами.

Вначале мною двигало простое любопытство — они не знают, так, может, у меня получится узнать? А позже, когда я увидела старинные фотографии, меня просто «не отпускали» глаза молодого человека на снимках, их, как мне казалось, особое выражение. Словно он еще тогда, в ранней юности, знал, предчувствовал свою судьбу…

Вначале были поиски в Интернете, регистрация на разных сайтах, связанных с генеалогией, с историей России. Потом появились помощники — их участие в этом расследовании невозможно переоценить, можно только благодарить и благодарить — за работу в архивах, за информацию, почерпнутую из разговоров с жителями села Скрипниково, где служил отец Иоанн, где и произошла трагедия.


Ссылки на первую и вторую части «Сказания» — в конце этой страницы. Было бы справедливо в качестве автора третьей части указать историка, «летописца» своего края, ныне проживающего в Скрипниково, Ивана Михайловича Трунова. Многие мои версии, построенные на предположениях, на косвенных данных, изложенные в первых двух частях, опровергаются бесспорными архивными данными из письма И.М. Трунова. Но пусть они остаются в качестве примера и свидетельства того, как труден путь к истине, но он возможен — если очень захотеть узнать правду. «Сказание об отце Иоанне» в итоге получило дополнительный мотив — исследовательский. Оно может подвигнуть других энтузиастов на расследование истории своих семей.

А потомки отца Иоанна, его многочисленные внуки и правнуки, в День Святой Троицы могут помянуть его и, может, приехать когда-нибудь на его могилу, которую сохранили верные его памяти односельчане.


Фрагменты письма Ивана Михайловича Трунова, выделенные цветом, сопровождаются моими очень короткими комментариями — там, где это необходимо.

Мария Ольшанская

Уважаемая Мария, здравствуйте!


Спасибо Вам за письмо. Снова хочу поделиться с Вами сведениями из биографии священника Ивана Шовского, которые мне удалось получить, собирая материал по истории церкви села Скрипниково. С 1897 по 1901 год Иван Шовский проходил обучение в Бирюченском духовном училище. Училище было основано в 1818 году в г. Бирюче (с 1954 года — в составе Белгородской области) — административном центре Бирюченского уезда Воронежской губернии, размещалось в собственном, принадлежащем учебному заведению здании, имело домовую церковь и библиотеку. Так, в 1886 году в училище было 10 преподавателей и 190 учащихся (Памятная книжка Воронежской губернии на 1887 год. Воронеж, 1886. — с. 378). Училище представляло собой учебно-воспитательное заведение «для получения первоначального образования и подготовки детей к служению православной церкви». Училище было 4-х классным, с 4-х летним сроком обучения. Дети православного духовенства принимались бесплатно, дети других сословий должны были платить за обучение. Воспитанники, окончившие курс училища по первому или второму разряду, принимались в духовную семинарию без экзаменов. В первый класс училища поступали дети в возрасте от 10-12 лет, умеющие читать и писать по-русски, читать по-славянски. Кроме того, они должны были знать общеупотребительные молитвы, символ веры, заповеди, первые два действия арифметики и таблицу умножения (Правила и подробные программы для поступления во все учебные заведения Воронежской губернии // Памятная книжка Воронежской губернии на 1887 год. Воронеж, 1886. — с. 326).

По итогам испытаний, проведенных в Бирюченском духовном училище по окончании учебного года в июне 1897 года, Иван Шовский был переведен из подготовительного в первый класс по первому разряду (Воронежские епархиальные ведомости от 15 июля 1897 года № 14. — с. 298). Успешно окончив первый класс (по первому разряду), в июне 1898 года он был переведен во второй класс (Воронежские епархиальные ведомости от 15 июля 1898 года № 14. — с. 295-296), который закончил в июне следующего 1899 года по второму разряду (Воронежские епархиальные ведомости от 15 июля 1899 года № 14. — с. 290). Посмотреть списки учеников Бирюченского духовного училища за 1900 и 1901 годы мне не удалось по техническим причинам. Но я постараюсь при первой же возможности восполнить этот пробел1). Во всяком случае, в 1902 году Иван Шовский уже окончил первый класс Воронежской духовной семинарии по второму разряду и перешел во второй класс (Воронежские епархиальные ведомости от 15 июня 1902 года № 12. — с. 214). Ведомости за 1903 год также еще предстоит посмотреть2). В июне 1904 года мы встречаем Ивана Шовского в третьем классе. После годичных испытаний, проводившихся в семинарии в течение мая-июня 1904 года, у него образовалась задолженность по церковной истории и словесности. Однако он был допущен к переэкзаменовке (Воронежские епархиальные ведомости от 15 июня 1904 года № 12. — с. 186), которая обычно проводилась во второй половине августа перед началом нового учебного года. По всей вероятности, повторный экзамен он не выдержал и был оставлен в третьем классе на повторный курс обучения, поскольку в списке учеников Воронежской духовной семинарии, составленном по окончании учебных занятий в 1904-1905 учебном году, Иван Шовский числится как окончивший третий класс по второму разряду (Воронежские епархиальные ведомости от 15 июня 1905 года № 12. — с. 221). Четвертый и пятый классы семинарии успешно окончены им соответственно в 1906 и 1907 годах (Воронежские епархиальные ведомости от 1 июля 1906 года № 13. — с. 158, Воронежские епархиальные ведомости от 1 июля 1907 года № 13. — с. 395). В июне 1908 года Иван Шовский окончил шестой выпускной класс по первому разряду (Воронежские епархиальные ведомости от 1 июля 1908 года № 13. — с. 236). Воспитанники духовной семинарии, окончившие полный курс обучения по первому разряду, выпускались в Епархиальное ведомство со званием студентов семинарии (Правила и подробные программы для поступления во все учебные заведения Воронежской губернии // Памятная книжка Воронежской губернии на 1887 год. Воронеж, 1886. — с. 365-366). 29 июля cтудент Воронежской духовной семинарии Иван Шовский был назначен псаломщиком Христорождественской церкви слободы Лушниковки Острогожского уезда (Воронежские епархиальные ведомости от 15 августа 1908 года № 16. — с. 326). Однако на этой должности пробыл недолго. 9 октября 1909 года по прошению он был уволен за штат (Воронежские епархиальные ведомости от 1 ноября 1909 года № 21. — с. 490). Видимо, в связи с поступлением на службу учителем второклассной Ново-Сотенской церковно-приходской школы Острогожского уезда. С этой должности распоряжением Воронежского епархиального начальства 14 сентября 1910 года Иван Шовский был назначен священником Михаило-Архангельской церкви слободы Скрыпниковой Богучарского уезда (Воронежские епархиальные ведомости от 26 сентября 1910 г. № 39. — с. 403). 30 мая 1914 г. епархиальным начальством он был награжден набедренником (Воронежские епархиальные ведомости от 15 июня 1914 года № 24. — с. 257).

Дополнения от И.М. Трунова:

1) В июне 1900 года ученик Бирюченского духовного училища Иван Шовский закончил 3-й класс училища по второму разряду и был переведен в выпускной 4-й класс (Воронежские епархиальные ведомости от 15 июля 1900 года № 14. — с. 239). В июне следующего 1901 года он благополучно окончил 4-й класс по второму разряду и получил свидетельство об окончании полного курса училища (Воронежские епархиальные ведомости от 15 июля 1901 года № 14. — с. 248), дающее право на поступление в духовную семинарию.

2) В июне 1903 года Иван Шовский успешно окончил 2-й класс Воронежской духовной семинарии по второму разряду и перешел в 3-й класс (Воронежские епархиальные ведомости от 15 июня 1903 года № 12. — с. 198).

Наконец-то после реставрации в Государственном архиве Ворнежской области мне удалось посмотреть церковные ведомости и послужные списки священнослужителей Богучарского уезда за 1911 год. К большому сожалению, они сохранились только по западной части Богучарского уезда. Сведений о церквях восточной части уезда, в том числе Михаило-Архангельской церкви слободы Скрыпниковой, здесь нет. Они должны были составить второй несохранившийся том. Поэтому на данный момент все доступные источники, касающиеся биографии Ивана Шовского, просмотрены. Единственным важным неисследованным источником остаются метрические книги. У меня пока нет возможности обстоятельно поработать с ними. Вернее, нет доступа к ним.

Корыстина Галина была воспитанницей Воронежского женского епархиального училища. В Государственном архиве Воронежской области имеется фонд, содержащий дела за 1868-1922 годы, в том числе дела по личному составу за 1873, 1881-1917 годы. Однако, к большому сожалению, личное дело Корыстиной Галины не сохранилось. Поэтому снова приходится обращаться к Воронежским епархиальным ведомостям.

Воронежские епархиальные ведомости в условиях плохой сохранности архивных документов (например, документы Воронежской духовной семинарии конца 19 — начала 20 века в Государственном архиве Воронежской области не сохранились) представляют уникальный исторический источник. Ведомости выходили в течение 50 лет, с 1866 по 1916 год. В них публиковались распоряжения Воронежского епархиального начальства о назначении, перемещении по службе, увольнении и исключении из списков в связи со смертью священников, диаконов и псаломщиков Воронежской епархии. Печатались некрологи о священнослужителях. Кроме того, ежегодно в июньских и июльских номерах ведомости помещали списки как выпускников, так и учащихся остальных классов Воронежской духовной семинарии, всех духовных училищ Воронежской губернии, воспитанниц Воронежского женского епархиального училища.

Несколько слов о Воронежском женском епархиальном училище. Училище было основано в 1865 году. Первоначально было трехклассным. После утверждения императором 20 сентября 1868 года Устава женских епархиальных училищ в нем последовательно были открыты 4,5 и 6 классы. Все ученицы в течение учебного года проживали в учебном заведении, ежегодно уплачивая за свое полное содержание 110 рублей. Приходящими могли быть только дети Воронежского городского духовенства, с которых взималось за обучение по 15 рублей в год (сведения о суммах даны по состоянию на 1886 год). Нормальный состав каждого класса определялся 45 ученицами. В первый класс училища принимались дети епархиального духовенства от 9 до 11 лет, умеющие читать и писать по-русски, а также считать до 100. Ученицы, успешно окончившие курс обучения, приобретали звание домашней учительницы (Правила и подробные программы для поступления во все учебные заведения Воронежской губернии // Памятная книжка Воронежской губернии на 1887 год. Воронеж, 1886. — с. 375). В соответствии с утвержденным императором 1 октября 1907 года Положением о седьмом дополнительном педагогическом классе при епархиальных женских училищах, при Воронежском женском епархиальном училище с начала 1908-1909 учебного года был открыт седьмой педагогический класс. А с начала 1909-1910 учебного года был введен и второй курс седьмого класса. Педагогический класс имел два отделения: словесно-историческое и физико-математическое (Воронежские епархиальные ведомости от 13 января 1913 года № 2. — с. 39-40). Необходимо отметить, что Положение о седьмом педагогическом классе при Воронежском женском епархиальном училище было разработано еще в 1904 году. Цель открытия педагогического класса определялась как получение обстоятельной теоретической и практической подготовки к педагогической деятельности в семье и школе. Курс обучения тогда предполагалось сделать в один год. По окончании учебного года ученицы должны были выдержать соответствующие испытания и в течение учебного года пройти педагогическую практику, то есть дать пробные уроки в образцовой школе при училище. По итогам выдавались свидетельства об окончании педагогического класса (Воронежские епархиальные ведомости от 15 августа 1904 года № 16. — с. 284-285).

Корыстина Галина поступила в училище в 1902 году (Воронежские епархиальные ведомости от 1 июля 1903 года № 13. — с. 218) и окончила шестилетний курс обучения в 1908 году, выйдя из училища с аттестатом (Воронежские епархиальные ведомости от 1 августа 1908 года № 15. — с. 304). Училась она добросовестно, добиваясь, как тогда говорили, очень хороших успехов. Во втором классе, который она закончила в 1904 году, достигла отличных успехов и удостоилась награды второй степени (Воронежские епархиальные ведомости от 1 июля 1904 года № 13. — с. 212). В выпускном 1908 году Галина поступила в седьмой педагогический класс, а в 1909 году была переведена на вновь открывшийся второй курс. Училась на физико-математическом отделении. В 1910 году состоялся первый выпуск воспитанниц седьмого педагогического класса училища. Всего на физико-математическом отделении получили свидетельства об окончании 13 человек. Из них с золотой медалью — 6 и с серебряной — 6. Корыстина Галина, окончившая с серебряной медалью 7-й дополнительный педагогический класс училища, получила право преподавания в семье и школе (Воронежские епархиальные ведомости от 11 июля 1910 г. № 28. — с. 335).


Прослеживая судьбы священников Михаило-Архангельской церкви слободы Скрыпниковой по епархиальным ведомостям, мне неоднократно встречалось имя Корыстина Николая. Имеет ли он какое-либо отношение к Корыстиной Галине, пока сказать трудно. Единственным связующим звеном могли бы стать метрические книги местной церкви (в случае их сохранности), где имеется запись о ее рождении и родителях. В настоящее время Управлением ЗАГС Воронежской области осуществляется процесс изъятия метрических книг из районных архивов ЗАГС и подготовка их к передаче в Государственный архив Воронежской области. Поэтому доступ к ним ограничен. А в случае с Корыстиной Галиной имеется и другая сложность: неизвестна церковь, в которой была сделана запись в метрической книге об ее рождении и крещении. На всякий случай все же приведу сведения о Корыстине Николае. Николай Петрович Корыстин — сын псаломщика с. Николаевки Бобровского уезда Воронежской губернии. В 1890 году окончил шестой класс Воронежской духовной семинарии и был уволен в Епархиальное ведомство со званием Студента семинарии (Воронежские епархиальные ведомости от 2 июля 1890 г. № 13. — с. 223). 30 июня 1890 года распоряжением епархиального начальства студент семинарии Николай Корыстин определен диаконом Крестовоздвиженской церкви села Ясенков Нижнедевицкого уезда (Воронежские епархиальные ведомости от 1 августа 1890 г. № 15. — с. 272). 14 июня 1891 года диакон Крестовоздвиженской церкви Николай Корыстин согласно прошению перемещен на место диакона Покровской церкви села Нижней Катуховки Воронежского уезда (Воронежские епархиальные ведомости от 15 июля 1891 г. № 14. — с. 308). В 1899 году Николай Корыстин был священником Рождество-Богородицкой церкви в селе Шестаково Павловского уезда (Справочная книга для духовенства Ворнежской епархии. Воронеж, 1900. — с. 138). Дальнейшее продвижение по службе Николая Корыстина я не прослеживал.

Примечания:

Что касается Николая Корыстина, то единственное, что я знаю — У Галины Николаевны были братья Сергей, Серафим и самый младший Иван (умер в Харькове). Были сестры — Лидия Корыстина, по мужу Колесникова, жила в Москве, была замужем за очень известным в то время профессором, возможно, биологом. И еще Надежда Николаевна, жила где-то на Украине, возможно, под Киевом. Это на тот случай, вдруг обнаружатся имена детей Николая Корыстина. Мать Галины Николаевны с некоторой вероятностью звали Надеждой. Она умерла до рождения моей подруги Татьяны, внучки священника, и она смутно помнит имя прабабки.

«Галина Николаевна проработала в начальных классах школы до 1958-го или 1959 года. Несколько раз они с Таней ездили в город Калач, в Воронежскую область, были совсем недалеко от Скрипниково. В Калаче жила подруга Галины Николаевны, Александра Витальевна — по детским воспоминаниям Татьяны, бабушка называла ее коллегой. Ни фамилии, ни возраста, ни обстоятельств знакомства — ничего не сохранилось в памяти моей подруги. Но она была незамужняя и бездетная. И тропинка эта ведет в никуда» — так написала я в первой части «Сказания об отце Иоанне». Но тропинка привела меня опять на портал Богослов.ру, где меня ожидало очередное сообщение от Пантелемона Петровича Никулина из города Калач Воронежской области:

«25.04.2011
Учительница к которой в Калач приезжала Галина Николаевна — это Ковалевская Александра Витальевна, дочь священника Виталия Ковалевского из села Новая Криуша (это совсем рядом). У меня есть выпускной альбом Александры Витальевны, но я не знаю девичьей фамилии Галины Николаевны. Посмотрите по следующей ссылке — Воронежский архив выложил списки окончивших Воронежское епархиальное училище и не только. Пантелемон Никулин».

Выше я упоминал, что в Госархиве Воронежской области имеется фонд, в котором хранятся документы Воронежского епархиального женского училища. Среди них я и обнаружил формулярный список (личное дело) о службе эконома училища Василия Ивановича Шовского, составленный по состоянию на 1 января 1910 года (В предыдущем письме я по памяти, без ссылки на конкретный источник, ошибочно указал на место службы — Воронежское духовное училище). Послужной список содержит довольно подробные биографические сведения как служебного, так и личного характера, которые я здесь и воспроизвожу.

Василий Иванович Шовский родился 28 января 1858 года в семье священника Воронежской губернии. По выходе из 4-го класса Ворнежской духовной семинарии 17 октября 1880 года был определен учителем земской школы в слободу Мамоновку Воронежской губернии. 12 февраля 1886 года был рукоположен в сан диакона Вознесенской церкви г. Бирюча Воронежской губернии. 2 апреля 1886 года Епархиальным училищным советом был назначен на должность учителя церковно-приходской школы при названной церкви. За полезные труды по занятиям в означенной школе 10 сентября 1888 года был награжден одобрительным свидетельством от Епархиального начальства. 29 ноября 1889 года за ревностные труды по должности учителя школы был удостоен благодарности Епископа Воронежского и Задонского. 29 ноября 1891 года за усердную службу в школе Шовскому В.И. преподано благословение Епископа Воронежского и Задонского. 23 марта 1891 года преподано благословение Святейшего Синода за ревностное усердие по должности учителя в той же школе с выдачей грамоты. 1 июня 1901 года Шовскому В.И выражена признательность от Епархиального начальства за усердную и полезную деятельность в деле народного образования в духе веры и церкви православной (Фонд № И-73. — Опись № 2. — Дело № 36. — Лл. 1об-2). 18 апреля 1903 года за труды по народному образованию он был награжден серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте. Распоряжением епархиального начальства от 18 марта 1905 года В.И. Шовский был перемещен с должности диакона Вознесенской церкви г. Бирюча на должность эконома Воронежского епархиального женского училища (Воронежские епархиальные ведомости от 15 апреля 1905 г. № 8. — с. 160). В личном деле сказано, что он вступил также в должность диакона Покровской церкви при училище. Дата, правда, указана другая: 21 марта 1905 года. А вверху карандашом приписано: 1 апреля (Фонд № И-73. — Опись № 2. — Дело № 36. — Лл. 2об-3). Скорее всего, 1 апреля приступил к выполнению служебных обязанностей по новой должности. Эта последняя дата — 1 апреля 1905 года — войдет потом в справочные издания. В 1916 году Шовский В.И. все еще занимал должность эконома училища (Памятная книжка Воронежской губернии на 1916 год. Отдел 4 — Адрес-Календарь. Воронеж, 1916. — с. 22). Каких-либо сведений о его дальнейшей судьбе установить не удалось.

В.И. Шовский был женат на дочери священника Ольге Ивановне, родившейся 11 июля 1866 года. К сожалению, девичья фамилия не указана. Семья была многодетной:

— Иван, рожденный 28 ноября 1886 г. (рядом карандашом дописана следующая фраза: «св. в Вор. губ.»);
— Евгения, рожденная 24 декабря 1889 г.;
— Юлия, рожденная 20 апреля 1891 г.;
— Анатолий*, рожденный 15 апреля 1893 г.;
— Тихон, рожденный 28 марта 1895 г.;
— Агния, рожденная 30 октября 1897 г.;**
— Мария, рожденная 24 марта 1899 г.;
— Григорий, рожденный 27 января 1901 г.;
— Алексей, рожденный 9 марта 1903 г.;
— Ольга, рожденная 9 июля 1905 г.;
— Татьяна, рожденная 4 января 1907 г.;
— Митрофан, рожденный 4 ноября 1908 г.;
— Вера, рожденная 30 августа 1911 г. (дописано карандашом)
(Фонд № И-73. — Опись № 2. — Дело № 36. — Лл. 2-3).

Приписка: «св. в Вор. губ.» сделана позднее оформления личного дела, в период с 1910 по 1917 годы и, на мой взгляд, означает, что Иван Шовский занимает пост священника в Воронежской губернии. А это свидетельствует, что В.И. Шовский является отцом убитого священника Ивана Шовского, поскольку других священников по имени Иван Шовский в этот период в Воронежской епархии не было. В епархиальных ведомостях упоминается еще один Иван Шовский, но в 1909 году он окончил первый класс того же, что и его старший однофамилец, Бирюченского духовного училища (Воронежские епархиальные ведомости от 1 июля 1909 г. № 13. — с. 311), а в 1914 году был только учеником второго класса духовной семинарии (Воронежские епархиальные ведомости от 20 июля 1914 г. № 29. — с. 349).

Примечания:

«С 1897 по 1901 год Иван Шовский проходил обучение в Бирюченском духовном училище… В первый класс училища поступали дети в возрасте от 10-12 лет».

«Василий Иванович Шовский… 12 февраля 1886 года был рукоположен в сан диакона Вознесенской церкви г. Бирюча Воронежской губернии».

«Иван, рожденный 28 ноября 1886 г.»

На клочке советской послевоенной анкеты все данные не соответствуют вышеизложенному, где все логично — и время, и место. «Корыстина Галина поступила в училище в 1902 году». 1892 год (год рождения) в анкете, видимо, указан правильно, а ошибка на могиле Галины Николаевны в Харькове, где написано, что она родилась в 1895-м.


А это, с огромной долей вероятности, брат и сестра Ивана!

Выпускники Воронежской духовной семинарии 1907, 1913, 1914 гг.
Выпуск 1914 года
I отделение
Разряд 1:
...........
* Шовский Анатолий

Выпускницы Воронежского епархиального женского училища 1913, 1914 гг.
Выпуск 1914 года
I отделение
Хороших успехов:
...........
** Шовская Агния


А вот «мой Острогожский» Василий Иванович Шовский (из второй части «Сказаний», возможно, ошибочный путь, судя по датам. Но все равно пусть остаются все имена, вдруг это родня, вдруг кто-то еще объявится из потомков.

В моем распоряжении имеются воспоминания жителей села Скрипниково Придворевой Вассы Николаевны (1911–2006) и Придворевой Лукерьи Степановны (1913–2009), записанные с их слов и обработанные внучатой племянницей Вассы Николаевны. Воспоминания повествуют, в том числе, и о подробностях убийства священника Ивана Шовского. Однако к подобным воспоминаниям необходимо относиться с большой осторожностью. Дело в том, что эти женщины не были очевидцами произошедшей трагедии. Сведения были ими получены от других лиц. Однако, с другой стороны, Придворевы В.Н. и Л.С. (они не родственницы, просто однофамильцы) были верующими людьми, прожили долгую жизнь и совсем недавно покинули этот мир. Их честность и порядочность не вызывает сомнений. Воспоминания Придворевой В.Н. и Придворевой Л.С. в целом совпадали и при обработке были сведены в единый рассказ. Сведения, содержащиеся в последнем абзаце, сообщила Придворева Л.С. Конечно, слабое место воспоминаний (в случае их достоверности) еще и в том, что остается неясным, кем и когда было принято решение о расстреле священника (если оно вообще принималось). Кто непосредственно и по чьему приказу осуществлял расстрел? Было это самодеятельностью местной власти или обычным в то время актом бандитизма? Возможно, со временем на эти вопросы будет получен ответ.

С учетом вышеизложенного привожу отрывок из воспоминаний (для сведения об их наличии, а достоверность — вопрос отдельный):

«Батюшку, который служил в церкви, звали Иоанн Шовский. Матушка Галина Николаевна работала в школе учительницей. У них был свой дом, из которого их выселили и разместили там сельсовет. В школе им дали комнату, в которой они жили. Батюшку убили. Из дома его забрали ночью. Он поцеловал детей, попрощался с матушкой, как будто чувствовал, что уходит навсегда и больше к ним не вернется. Батюшку и еще одного мужчину из села посадили в телегу и вывезли за село, к оврагу. Поставили их на край оврага и нацелили винтовки. Мужчина прыгнул в овраг и побежал, при этом кричал батюшке: «Беги». А батюшка поднял вверх руки и начал молиться, и в этот момент в него выстрелили. Стреляли несколько раз, чтобы убить наверняка. Мужчину не смогли догнать (по другим сведениям, его отпустили — И.Т.). Он-то и рассказал в селе односельчанам, что сделали с батюшкой. Тело батюшки привезли и бросили под мост в конце села. В рот вставили окурок от папиросы»

Дополнения от И.М. Трунова:

Крестницей священника (см. рассказ священника Юрия Воронова — М.О.) Ивана Шовского была Шеховцова Мария Семеновна (1914 – 2007). Этот факт подтвердили ее родственники и некоторые жители села Скрипниково.

Вы написали, что Мария Семеновна осуществляла уход за могилой священника с самого начала и до конца своей жизни. Дело в том, что самой могилы как таковой до 90-х годов 20-го века не существовало. Не было даже могильного холмика. На том месте находилась канава и рос терновник. Однако, точное место захоронения знали и помнили некоторые жители села. Таким человеком была ныне покойная Головина Аграфена Филипповна. Глубоко верующий человек, она всю свою жизнь посвятила служению Богу. Возглавляла группу верующих, отпевающих покойников. Она знала подробности убийства священника и точное место его захоронения, о чем в свое время и рассказала Н.П. Маслову. Николай Поликарпович в 90-е годы насыпал холмик, организовал изготовление и установку памятника и гробницы (см. фото во второй части «Сказания об отце Иоанне» — М.О.), со слов Аграфены Филипповны сделал надпись «Священник Иоанн Васильевич Шовский невинно убиенный». По словам Маслова Н.П., он письменно изложил рассказ Головиной А.Ф. о гибели И. Шовского и адресовал его нынешнему местному священнику, отцу Алексею (опубликовано на портале Богослов.ру).

К сожалению, на сегодняшний день осталась неразрешенной проблема времени, причин и обстоятельств гибели священника. Мне довелось услышать различные версии. От священника якобы требовали золото и драгоценности, пытали и в конечном итоге убили. Это одна версия. Другая связана с событиями гражданской войны, когда белогвардейцы захватили новокриушанских большевиков и повезли их в Михаило-Архангельскую церковь слободы Скрыпниковой на покаяние. Третья: священника убили за то, что он якобы поддерживал взаимоотношения с враждебно настроенными по отношению к советской власти то ли военными, то ли казаками, находящимися в соседнем селе Солонка. В общем, ясности никакой.

Послесловие

Первую часть «Сказания об отце Иоанне» можно прочитать на этой странице. Там же есть возможность увидеть уникальные фотографии из семейного архива, пережившие все перипетии первой половины ХХ века.

Вторую часть — «Острогожск, Нижнедевицк, Воронеж, Скрипниково…» — можно прочитать здесь.

Продолжает «Сказание об отце Иоанне» его внучатая племянница, Ирина из Новосибирска.


Я хочу выразить мою огромную благодарность священнику Юрию Юрьевичу Воронову из Волгоградской епархии, город Волжский, настоятелю храма Алексея Мечева (о. Зелёный); Пантелемону Петровичу Никулину из города Калач Воронежской области и Ивану Михайловичу Трунову из с. Скрипниково — за помощь, за уникальную информацию, за всё!

Мария Ольшанская