Александра Болтасёва: 5 стихотворений о любви

Представляем нового автора

У меня в Дании хорошая знакомая, Саша Болтасёва, работает — самый молодой датский профессор, она закончила физтех лет семь-восемь назад и сразу же уехала учиться в аспирантуру в Данию, где быстро защитила кандидатскую диссертацию. Сейчас она преподает в Университете и занимается исследованиями. В прошлом году она получила престижную датскую премию для молодых специалистов, по значимости как наша премия Ленинского комсомола. В Интернете были фотографии, где принцесса Дании ей эту премию вручает. Сашенька — современный аналог Софьи Ковалевской, и хочу сказать, что она не только хороший ученый, но и пером владеет. Она мне прислала несколько своих стихов про любовь. Что ты, Мария, об этом думаешь? Можем ли мы это — стихи, судьбу и т.д. как-то использовать, например, в твоем эссе о Софье Ковалевской? Это не к спеху. Просто хочу услышать твое отношение.

Борис Лукьянчук, июль 2008 г.

Из книги Бориса Кузнецова «Путешествия через эпохи. Мемуары графа Калиостро и записи его бесед с Аристотелем, Данте, Пушкиным, Эйнштейном и многими другими современниками», глава «Поэзия познания»:

«Индивидуальные процессы не полностью определены непрерывной цепью причин и следствий. Сама эта цепь меняет направление в зависимости от индивидуальных событий. И если в данной точке в данное мгновение бесконечно малый элемент бытия отходит от цепи так, как это делают атомы Эпикура, то весь вопрос состоит в том, воплощает ли такой отход назревший поворот процесса, включающего это мгновение и эту точку».


Это моя растерянная и смущенная реакция на некогда пропущенное письмо Бориса Лукьянчука. В свое оправдание я могу только сказать, что детерминантой (причиной, определяющей возникновение явления) — в данном случае, острого желания привлечь на Остров новых авторов — послужило то обстоятельство, что назрел, видимо, переход от строго детерминированного процесса становления нашего журнала, с его причинной обусловленностью всех этапов, к свободно выраженной воле атома Эпикура, то есть, меня, которую больше не преследует страх, что та или иная страница вдруг не откроется из-за какой-то пустячной ошибки.


И еще одна цитата из книги историка науки Бориса Кузнецова:

«… Те, кто не чувствует в любви Ромео и Джульетты той же страсти, которой пронизана трагедия датского принца, далеки и от поэзии, и от познания, и от любви. Познание — это реализация свободы. Мыслитель переходит от одной логике к другой, и такой переход не может быть подчинен логике. Для него нужна страсть. Любовь делает свой объект единственным, не равным никакому другому, тем самым отказывается от логики, и в таком отказе и состоит поэзия любви. Поэтому поэзия, которая не хочет или не может выразить страсть к познанию и преобразованию логики мира, не может выразить и любовь».


Изложив суть вопроса в не свойственной мне терминологии, я с удовольствием предоставляю нашим читателям небольшую подборку стихотворений молодого ученого и тонко чувствующего поэта-лирика Александры Болтасёвой.

Мария Ольшанская, май 2010 г.

«Вначале я думал что-то вроде интервью сделать, а потом попросил, чтобы Сашенька сама о себе немного рассказала, но не так, как в биографии для отдела кадров, а с юмором, и чтобы больше не на науку, а на любовь напирала. Сашенька надолго задумалась, а потом прислала мне свою биографию, которую я назвал «Девушка и Любовь» (Борис Лукьянчук).

Моя Вселенная

Кто сказал, что в моей Вселенной
Места нет Параллельному миру?

Я поменяла на город Ангелов
Свою земную квартиру.

Вселенная-Жизнь. А вот — Вселенная-Чудо.
Помнишь, как мы с тобой появились оттуда?

Мы рождены яркой вспышкой Сверхновой — 
К неистовой встрече друг с другом готовы.

Видишь, как свет звезды дрожит от страсти,
Разрывая желаньем планеты на части?

На той звезде — мне гореть,
Дождаться тебя — и умереть.

Жаркой кометой меня коснись —
Всем своим миром во мне растворись.

Падать с тобою в пьянящую Бездну
С момента рожденья — и до того, как исчезну.

* * *

Проснись до сверканья
Рожденного дня — 
Как жаль, что будить
Тебя буду не я.

Не мне улыбнешься,
Не я обниму.
«Скучала», — скажу
Не тебе, а ему.

Коснусь твоих губ
Не своею рукой.
Чужая? — ты помнишь
Меня не такой…

Желанье и страсть
Изогнутся дугой — 
Но падаешь в бездну
Не ты, а другой.

Закрою глаза —
На тебя посмотреть.
Мне сладко и горько
Тобою болеть.

* * *

Скрутило будни
Тугой веревкой,
На крохи счастья
Смотрю воровкой.

Обрывки судеб
Горят в камине,
Ласкаясь пеплом
К иссохшей глине.

Запястье давит
Бечевки узел,
Впервые шаг мой
Нелеп и грузен.

Взовьется пламя
Шифоном рваным,
Целуя старым
Поленьям раны.

Дотлеет ночи
Немая мука.
Протянет к небу
Старуха руки.

Гадалка


Мысли и краски 
Пылают огнем, 
Долго ль, шепчу, 
С ним мы будем вдвоем? 

Ночью гадаю 
Сквозь синий топаз: 
Зов и сиянье 
Русалочьих глаз, 

Волны, корабль, 
Томленье и зной, 
Ночь зацелована 
Бледной луной, 

Жаркие танцы, 
Вино, звон монет, 
Шаль на песке, 
Это твой силуэт? 

Нет, лучше тушью 
Виденья залить — 
И о прощении 
Бога молить. 
Красной гуашью 
Раскрашу четверг, 
Ярче, чем кровь 
И кораллы — поверь! 

Влажные губы 
Кусаю и мну, 
Кисти творят 
Ворожбы пелену. 

* * *

По разные стороны Земли 
Смеясь, нас боги судеб развели. 
В начало — и в конец страницы, 
Рукой подать — а не соединиться. 

Рукой подать — а не услышать стон… 
Несет молитву колокольный звон, 
И тихо шелестит, в мольбе, листва, 
И замирают, онемев, слова 

В морщинах губ, сжигающе сухих — 
И от безмолвия становятся глухи… 
И тишина. Лишь соловей один 
Вплетает грусть в дрожанье осин. 

К теплу седых берез прижмусь щекой, 
Касаясь ран морщинистых рукой — 
Где до сих пор слезы далекой след 
Несет тоску сквозь вереницу лет.